Педагогика и образование в России и в мире на пороге двух тысячелетий: сравнительно-исторический контекст - стр. 25
Французский ученый А. Медичи, критикуя социальную педагогику, пишет, что ее сторонники ставят благую цель – воспитать общественного человека, будучи уверенными в правомерности жестких педагогических мер, в том числе и наказаний. По ее мнению, новое воспитание также хочет формировать общественную личность, но не путем насилия, не по заготовленным моделям. Принуждение, говорит А. Медичи, ставит воспитанника и наставника в ложное положение: «воспитатель дает понять питомцу: «Ты слаб, я всемогущ. Ты темен, я учен». Такое неуважение к внутреннему детскому миру рождает педагогические неудачи. Педагоги, не желающие или не способные видеть этот мир, нередко сталкиваются с непредсказуемыми поведением своих питомцев». «Мы хотим уважительного и бережного отношения к воспитанникам, а нам предлагают опекать каждый их шаг, – заявляет преподавательница парижского лицея И. Севрен. – Разве вправе мы поминутно одергивать подростков, которые два-три года спустя наравне с нами будут участвовать в парламентских выборах?».
Г. Миаларе, суммируя взгляды нового воспитания, приходит к выводу, что ребенок, будучи биологическим существом, обладает природной рефлексией, с помощью которой приспосабливается к среде. Новорожденный попадает в зависимость от человеческого окружения, сначала от собственной матери, под влиянием которой начинается его психическое развитие. Родители оказываются первым связующим звеном между ребенком и его окружением – они-то и начинают его воспитывать. По мере становления ребенок открывает все новые грани окружающей среды, и это новое, в свою очередь, оказывается источником ускорения его развития.
Конец ознакомительного фрагмента.