Педагогика и образование в России и в мире на пороге двух тысячелетий: сравнительно-исторический контекст - стр. 24
Особую роль в постижении воспитанником духовного смысла православная педагогика отводит учителю. В нем видят духовного брата ученика, который помогает на уникальном пути к вере. Архиепископ Фаддей Успенский сформулировал нравственные качества такого наставника: добросовестность, ревностное исполнение педагогических обязанностей, любовь к воспитанникам, которая выражается в благожелательности, терпении, вере в исправление ребенка.
Феноменологическая педагогика за рубежом. Сторонники феноменологической педагогики по-своему интерпретируют ценности образования. Так, английские исследователи Л. Ратц и С. Саймон, М. Хармин – авторы работы «Ценности и обучение» (1966) возражают против подчинения воспитанника внешнему контролю и провозглашают необходимость сознательного усвоения нравственных норм и ценностей. Они исходят из потребности сформировать способность к нравственным суждениям и поступкам через индивидуальное и самостоятельное осмысление таких духовных ценностей, как свобода выбора, независимость, альтруизм, ответственность, противостояние авторитарным предписаниям.
За рубежом к феноменологической педагогике примыкает ряд концепций и идей: рефлексивное воспитание, новое воспитание, экзистенциалистская педагогика, религиозная педагогика, гуманистическая психологическая школа и др.
Один из теоретиков рефлексивного воспитания английский педагог Д. Уилсон в книге «Введение в нравственное воспитание» (1975) рассматривает педагогический процесс как выработку множества нравственных условных рефлексов. По его утверждениям, воспитанный человек приходит к нравственным суждениям и поступкам, сообразуясь с этими рефлексами.
Новое воспитание особенно опирается на исследования по психологии ребенка. Часто черпаются аргументы в идеях швейцарского психолога Жана Пиаже (1896–1980), который при изучении механизма познавательной деятельности ребенка открыл новые явления: эгоцентризм мышления, нечувствительность к логическим противоречиям, мировоззренческий идеализм. Им предложена периодизация развития детского интеллекта от рождения до 14–15 лет, на заключительном периоде которого возникает способность к суждениям посредством гипотез. Обучение, по Пиаже, состоит по преимуществу в создании ситуаций, мотивирующих активность ребенка.
Идеи нового воспитания уходят корнями в реформаторскую педагогику первой половины XX века. Эти идеи влиятельны во Франции. Один из лидеров нового воспитания Роже Галь (1906–1966) определяет личность, прежде всего, как биологическое существо, с природной рефлексией, которая позволяет приспосабливаться к среде. С одной стороны, признается важность взаимодействия личности со средой, а с другой, – провозглашается независимость индивида от социального окружения.