Размер шрифта
-
+

Патриарх Тихон. Пастырь - стр. 62

Библиотекарь подвел Василия Ивановича к гробу праведного Лазаря, показал на вериги:

– В них двадцать пять фунтов, а прожил старец девяносто лет. Махонький был старичок, согбенный. Преставился в 1824 году, двадцать седьмого мая, а за два лета до того, двадцать девятого мая, у него был государь Александр Благословенный. Говорят, старец так сказал: «На требование твое от моего убожества наставления – признаю делание правды светилом для царя пред Отцом Небесным. Жизнь царя должна служить примером для подданных. Помни, государь, нам остается недолго жить на земле…» Прозорливый был.

Василий Иванович перекрестился:

– Какая-то сладость в сердце является, когда слушаешь или читаешь о преподобных отцах. С детства эта сладость во мне. Вы без особых подробностей рассказываете, а я так и вижу преподобного отца Марка молящимся у трех камней под тысячелетними дубами, отца Иону, копающего эту гору, чтобы храм устроить, невидимый врагам.

– Вы берегите в себе детство, – сказал Иосиф. – Детство и есть духовное золото.

Василий Иванович согласно, но сокрушенно покачал головою:

– В ваших словах истина! Очистить бы сердце от всего ничтожного, припасть бы к Богу, но знаете, о чем думаю? Совершенно о другом, о патриархе-иконоборце Иоанне Грамматике. Задали мне на днях вопрос семинаристы, а я с ответом оплошал.

– О чем был вопрос?

– О философии иконоборцев, об искренности… Терпимый к своим противникам, патриарх Грамматик мог бы сохранить и сан, и положение, но предпочел свободе, почестям – тюрьму и выколотые глаза. Я не лукавил с учениками, сказал прямо: чтобы не ввести вас в заблуждение, дайте мне время проштудировать проблему более углубленно.

– Иконоборство! – На лице библиотекаря Иосифа снова появилась печальная его улыбка. – Мне всегда казалось – истории не существует. Прошлого нет, есть нескончаемая цепь событий и жизни. Все, что минуло вчера или тысячу лет тому назад, присутствует в нынешнем «сегодня». Для протестантов иконоборчество, страшная борьба в лоне православия, сегодня представляется ничтожным нелепым эпизодом… Но Запад есть Запад. Франкфуртский Собор 795 года признал: иконы в храмах допустимы, но не нужны… Современное западное богословие видит в иконах изюминку Восточной церкви. Для них наши чудотворные святыни – атрибут православия, и только.

– Мой учитель Василий Васильевич Болотов не соглашается с ниспровергателями иконоборчества в самом существенном вопросе. Иконоборцев уличали в отрицании Божественного домостроительства.

– Иначе говоря, в истинности воплощения Христова…

– Болотов стоит на том, что иконоборцы прямо и просто исповедуют халкидонский догмат. А потому, несмотря на все их теории, обвинять иконоборцев в монофизитстве и монофелитстве несостоятельно.

Страница 62