Размер шрифта
-
+

Пастырское богословие - стр. 33

. Кроме того, следует оговориться, что в настоящее время люди, крещенные в детстве без здоровой мотивации и не получившие достаточного христианского воспитания, едва ли могут быть лично ответственными за прошлое «неверие», и, если у них нет тяжких нравственных падений, могут становиться клириками после достаточного для их твердого воцерковления периода жизни в Церкви.

2. Достаточный уровень образования

Образовательный ценз для кандидатов в священство меняется в зависимости от культурного контекста эпохи. Апостол Павел требовал, чтобы епископ был учителен (греч. διδακτικός), т. е. способен учить свою паству (1 Тим. 3:2). Положительное церковное законодательство Византии ограничивается самыми элементарными и общими требованиями. Так, если имп. Юстиниан предписывал клирикам знать только «грамоту и правую веру»[82], VII Вселенский Собор требует от ставленника усердия к чтению Евангелия «и всего божественного Писания», знание Псалтири (вероятно, наизусть, – для употребления в проповеди) и церковных правил[83]. В допетровской Руси уровень образования кандидатов не всегда был достаточно высоким[84]. При императоре Петре I впервые официально предписывается «не ставить в священники и диаконы ни одного, который в школе дому архиерейского не наставлен есть»[85], а епископам усердно изучать каноны, слушая их чтение во время трапезы[86]. В Синодальный период ставленниками на степени диакона и пресвитера становятся, как правило, выпускники духовных семинарий, на степень епископа – выпускники академий, имеющие степень кандидата богословия.

3. Душевная кротость

Апостол Павел предписывает епископу быть не буйным и сварливым, но тихим и миролюбивым (1 Тим. 3:3). Положительное церковное законодательство в развитие этих принципов воспрещает духовному лицу всякое убийство, даже по неосторожности или в целях необходимой самообороны[87], т. е. не влекущее за собой уголовно-правовой ответственности[88]. Очевидно, что решающим моментом для клирика является объективная сторона деяния, т. е. пролитие человеческой крови, субъективные же причины, вызвавшие это пролитие, не являются важными[89], поскольку пролитие человеческой крови противоречит содержанию служения, совершаемого священником, в центре которого находится принесение бескровной жертвы в таинстве Евхаристии. Зонара на канон Вас. Вел. 55 замечает, что «это правило тяжкое, ибо трудно человеку воздержаться от убиения разбойника, угрожающего убить его и еще многим другим зло сделать». Священник также не может участвовать в боевых действиях с оружием в руках

Страница 33