Пастырское богословие - стр. 34
Вопросы к параграфу:
1. По каким конкретным признакам можно с удить о достаточно зрелой вере кандидата в клир?
2. Каким правоустановительным актом Русской Церкви вводится обязательный образовательный ценз кандидатам в клир?
3. Каковы канонические последствия невольного убийства для кандидата в клир? Почему?
4. Требования к социальным качествам рукополагаемого
1. Добрая репутация
Священнослужитель должен пользоваться доверием и уважением своей паствы, иначе его служение будет ущербным. Апостол Павел, перечисляя необходимые для этого душевные качества, подчеркивал, что кандидат в священный сан должен иметь доброе свидетельство от внешних (т. е. от язычников), чтобы не вызвать нарекания (1 Тим. 3:3–7; 4:12)[92], так как образцом для народа Божия пастырь может стать лишь тогда, когда его имя не опорочено деяниями, которые признаются безнравственными общественной моралью или правом. Так, каноны запрещают принимать в клир присвоившего чужое, клятвопреступника[93], злонамеренного самооскопителя[94], а также человека, имеющего недостаточно почтенное для своего времени занятие (см. ниже).
Вообще, совесть кандидата не может быть отягощена такими грехами, которые влекли за собой в Древней Церкви публичное покаяние. Согласно канонам, доказанная виновность в явном грехе препятствует рукоположению[95]. Неосновательные же обвинения (тем более подозрения) не могут воспрепятствовать хиротонии.
Для испытания совести кандидата священноначалие назначает особых духовников, принимающих исповедь перед хиротонией и свидетельствующих перед церковной властью об отсутствии у кандидата канонических препятствий к священству[96]. Следует еще раз оговориться, что речь идет только о таких несовместимых со священным званием делах, которые имели место после Крещения кандидата[97]. Однако если речь идет о явных тяжких преступниках (например, опасных и жестоких насильниках, рецидивистах), хиротония таковых и после Крещения представляется невозможной, не потому конечно, что их Крещение в чем-то может быть ущербным, а именно в силу неисправимой ущербности их репутации, а также очевидной порочной склонности этих лиц.
2. Брачный статус кандидата
Брак как таинство служит образом соединения Христа с Его Церковью. Поскольку этим образом не может служить такой брак, где нет нерушимого супружеского союза, священник, служащий и преподающий таинства верным, сам не может иметь порок или недостаток в своем браке. Основные нормы, регулирующие брак клирика, содержатся в Апостольских правилах 17 и 18; итоговым является канон III Трулльского Собора. Согласно этим канонам, брак будущего священнослужителя должен быть моногамным во всех возможных смыслах этого термина, а именно: а) единственным