Размер шрифта
-
+

Пастырское богословие - стр. 35

; б) не на вдове, или на разведенной, или на блуднице[99]. Кроме этого, брак должен быть заключен только в дозволенной канонами степени родства[100]; впрочем, это требование относится ко всем православным христианам. Жена будущего клирика, как было сказано выше, должна быть православной христианкой[101].

Все эти требования относятся к кандидатам на посвящение в низшие степени клира, включая пресвитера. Епископы, начиная с VI века, обязаны сохранять безбрачие[102]. Каноны не требуют монашеского пострига от рукополагаемого во епископа, однако действующий Устав Русской Церкви безусловно требует монашеского пострига кандидата, который может быть избран из не состоящих в браке лиц белого духовенства[103].

3. Достаточная свобода общественного положения

Недостаток необходимой свободы в прежние эпохи могли иметь рабы и крепостные: они не могли вступать в клир без согласия своих господ предоставить им полную свободу от зависимого положения[104].

В наше время, когда все граждане располагают равным объемом правоспособности, эти нормы потеряли свою актуальность, однако остались актуальными и применимыми в церковной жизни другие нормы. Так, не могут вступать в клир без увольнения от своих обязанностей государственные служащие[105], как то государственные и муниципальные чиновники, работники прокуратуры, судьи, депутаты законодательных собраний. Военнослужащие[106], причем не только носящие оружие[107], также должны получить увольнение от своей должности. Разумеется, эта норма не имеет в виду военное духовенство, исполняющее свои прямые обязанности в воинских частях.

4. Светская профессия кандидата

Кандидаты в священство не должны заниматься профессиональной деятельностью, на которую общество смотрит неодобрительно. Этот общий принцип выводится из следующих двух канонических запретов на хиротонию:

– будущий клирик не может быть ростовщиком, если только не раздаст прибыль от ростовщичества бедным с обещанием не возвращаться к этому занятию[108];

– кроме этого, каноны крайне отрицательно относятся к актерам языческих театров, которые приравниваются даже к отступникам от христианской веры; таковые могут быть почислены в клир только после оставления своей профессии[109].

В заключение следует отметить, что в целом каноны не приводят законченного списка пороков или профессий, препятствующих священному служению, предоставляя свободу суждения о достоинстве кандидата высшей церковной власти, преподающей благодать священства[110].


Вопросы к параграфу:

1. Какие профессии считались древними канонами недопустимыми для кандидата в клир? Почему?

Страница 35