Пастырское богословие - стр. 32
Отсутствие двух условий самой способности к священству – действительного Крещения и мужского пола – не только безусловно препятствует к принятию священства, но и неминуемо приводит к констатации ничтожности хиротонии, если она была все-таки совершена, злонамеренно либо по неведению[76].
Вопросы к параграфу:
1. Какая обязательная процедура предшествует рукоположению? Назовите соответствующий канон.
2. Каковы канонические основания неспособности женщины к посвящению?
3. Требования к духовно-нравственным качествам рукополагаемого
1. Твердость в вере
Твердость в вере является важным духовным качеством рукополагаемого. Требование твердой веры влечет за собой нежелательность хиротонии неофита (греч. νεόφυτος), т. е. человека, принявшего Крещение недавно или, если он крещен в детстве, лишь недавно начавшего проводить полноценную, регулярную жизнь в таинствах Церкви. Это условие вытекает из требования апостола Павла: [Епископ] не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом (1 Тим. 3:6)[77]. История Церкви знает прецеденты избрания и рукоположения новокрещеных (например, святитель Нектарий Константинопольский, святитель Амвросий Медиоланский), однако в обоих случаях речь шла о лицах, длительное время состоявших в чине оглашенных. Нежелательность рукоположения новокрещенных, таким образом, не является безусловным требованием.
Кроме того, нетвердую веру могут обнаружить и крещенные не по совершенно зрелому и свободному решению, а в чрезвычайных обстоятельствах, например – в опасной болезни, из страха близкой смерти[78]. Таких лиц не следует рукополагать в священные степени, кроме как после многолетнего испытания твердости их веры.
Вера рукополагаемого удостоверяется еще и тем, что ему удалось всех близких домашних сделать христианами[79]. Жена священника должна разделять его религиозные убеждения, в том числе во избежание тяжелых конфликтных ситуаций в семье.
Каноны запрещают рукополагать тех, кто однажды отрекся от веры[80]. Отступничество не только свидетельствует о шаткости веры, но и компрометирует доброе имя христианина, без которого невозможно пользоваться доверием паствы. Разумеется, к отступникам не относятся те, кто отрекся от веры до Крещения, так как Крещение омывает человека от всякого греха, даже столь тяжкого