Парадоксальное дыхание для начинающих - стр. 3
В 70-80-е годы в ведущих газетах нашей страны замелькали сообщения, и даже большие статьи о парадоксальной гимнастике А. Н. Стрельниковой. В молодости А. Н. Стрельникова была певицей, потеряла голос из-за перенапряжения голосовых связок, стала преподавать пение и осуществлять постановку голоса в ряде московских театров. Беспокойство за своих учеников привело ее к разработке своего комплекса дыхательных упражнений, помогающих восстановить голос.
А. Н. Стрельниковой выдано авторское свидетельство на “способ лечения болезней, связанных с потерей голоса”. Случайно Стрельникова обнаружила у своей дыхательной гимнастики дополнительные лечебные свойства. Отправная идея этой гимнастики: человек в жизни часто работает “затаив дыхание”. Такое дыхание в медицине называют поверхностным. Главное – правильная организация вдоха и выдоха. Стрельникова рекомендует для этого быстрый вдох носом каждую секунду в сопровождении упражнений. Вдох активный, напряженный, короткий, обязательно шумный и обязательно через нос, “яростное нюханье воздуха”. Выдох незаметный, о нем не надо думать, он происходит сам собой (иногда пишут – выдох через рот).
В XX веке во многих странах мира большой популярностью пользовались самые различные способы ограничения дыхания. Американцы предлагали своим пациентам дышать в бумажный пакет. Заклеивали рот пластырем, заставляя тем самым своих пациентов дышать только носом, особенно во сне. Одновременно предлагались различные приборы, ограничивающие глубину дыхания и изменяющие газовый состав дыхательной смеси по сравнению с обычным воздухом. В нашей стране, например, известны камера Стрелкова или аппарат Фролова и т. д.
В 50-60-х годы прошлого века врач К. Бутейко, автор изобретения “Способ волевой ликвидации глубокого дыхания или способ ВЛГД”, продолжил линию дыхательных гимнастик направленных на волевое уменьшение глубины дыхания. Но в отличие от предшественников он подвел под свои упражнения весьма разработанную научную базу из сведений, накопленных к тому времени биологической и медицинской наукой. В общем – то, по методике и принципам дыхательные гимнастики Стрельниковой и Бутейко, да и многие иные – ближайшие “родственники”.
Если коротко анализировать все дыхательные гимнастики, возникшие за последние сто лет, то все они действуют на весьма близких принципах. Методики Кофлера и Лобановой основаны на задержках дыхания и его поверхностных способах его осуществления. Система Мюллера – на затруднениях дыхания за счет параллельных физических упражнений. Гимнастики Стрельниковой – это затруднения дыхания и поверхностное дыхание. У Бутейко – тоже очень близкие методики. Оказывается, все рассмотренные нами дыхательные гимнастики построены на упражнениях, самыми главными элементами которых являются: