Парадоксальное дыхание для начинающих - стр. 2
Исходя из основополагающей концепции подобия мироздания – макрокосма и человека – микрокосма последователи внутренней даосской алхимии имитировали внутри своих тел движения кузнечных мехов, разжигающих топки метафизических тигельных котлов, раздувая дыхательными техниками «кипение жизненности» в глубинных объемах туловища. Вот какие рекомендации даны в трудах Сымы Чень-чжаня патриарха даосской школы Маошань, жившего в 7 веке нашей эры: «Те, кто проглатывают дыхание, должны следовать за ним мысленно, когда оно входит во внутренние органы так, чтобы они все были пропитаны соответствующим видом дыхания. Так оно может циркулировать по всему телу и исцелять все болезни».
Античная натурфилософская традиция, представленная самыми блистательными философскими именами тоже с большим вниманием относилась к теме жизненного дыхания человека, да и всех живых существ. Еще знаменитый древнегреческий мыслитель Платон в своих работах отмечал пользу от задержки дыхания при некоторых заболеваниях. Легендарные врачи той эпохи – Гиппократ, Асклепиад, Геродикос, Гален, Цельс и др. широко рекомендовали для восстановления здоровья и просветления ума на ряду с телесными упражнениями, массажом и водными процедурами также и дыхательные техники.
Дыхательные техники весьма активно использовались и в православном мистицизме – исихазме и в мистическом направлении ислама – суфизме. Но в отличие от индийской йоги и китайского даосизма эти духовные течения совершенно не ставили перед собой целей даже минимального оздоровления физического тела, а преследовали за счет применения дыхательных техник чисто и исключительно религиозные и созерцательные цели.
В новое время в Европе по мере развития медицинской науки снова возродился интерес к овладению правильными режимами функционирования дыхательной системы человека. В конце XIX века немец Лео Кофлер разрабатывает свою дыхательную систему, известную как система трехфазного дыхания и пропагандирует ее через свои “Школы правильного дыхания”. Сам Лео Кофлер был певцом, но вынужден был уйти со сцены из-за туберкулеза. Это – то и заставило его искать способ выздороветь и вернуться на сцену, что он с успехом и сделал благодаря своей дыхательной гимнастике. Огромное последователей Кофлера, дыша по правилу «трехфазного дыхания» вдох – выдох – пауза, излечивалось от многих легочных заболеваний, в том числе и от такого смертельного в то время заболевания, как чахотка. Ученики Кофлера разнесли его систему трехфазного дыхания по всему свету. В начале XX века большой популярностью пользовалась оздоровительная система И.Мюллера. Она включала в себя и многочисленные дыхательные упражнения. Первая брошюра Мюллера вышла в 1904 году и в дальнейшем такие его многочисленные тоненькие книжечки с названиями «Новейшая гигиена здоровья и красоты: Гигиенические советы. Иллюстрированный сборник новейших гигиенических упражнений с 26 рисунками» или «Моя система для дам», либо «Моя система дыхательных упражнений. Пять минут в день» расходились огромными тиражами во многих странах мира. Для дыхательных упражнений Мюллера характерно глубокое и ритмичное дыхание без каких-либо пауз, и он постоянно призывает не задерживать дыхания и не делать коротких вдохов и выдохов. При этом нужно делать различные физические движения типа наклонов туловища для усиления эффекта практик. Дыхание при быстром темпе упражнений частично совпадает с движениями, а частично осуществляется “наоборот” в затрудняющей движение противофазе. Именно такой разнообразный набор тренирующих движений и делал гимнастики Мюллера весьма эффективными и дающими заметный оздоровительный эффект. В 30-е года эта система была весьма популярной и в нашей стране. Кроме дыхательной системы Мюллера в СССР в первой половине 20-го века также была распространены дыхательные упражнения Лобановой, которая прежде обучалась по системе Кофлера, а затем модернизировала его принцип трехфазного дыхания. Ольга Лобанова в 20-е годы преподавала курс дыхания в Институте ритмики и театре им. Евгения Вахтангова. Еще в ряде театров она занималась постановкой голоса актеров, много выступала в печати. В 1923 году вышла ее книга «Правильное дыхание, речь и пение». Основные принципы гимнастики Лобановой – паузы на вдохе и, особенно на выдохе и поверхностное дыхание (выдох “не до дна”). Направление О. Лобановой продолжила Е. Попова, преподаватель курса фортепьяно в Московском хореографическом училище. Зная, как снимает утомление система упражнений Лобановой, Елена Яковлевна начала учить своих учеников также и трехфазному дыханию. Через некоторое время Министерство культуры СССР ввело в учебный план хореографических училищ специальный предмет дыхательную гимнастику по методу Лобановой – Поповой. Эту работу в 50–60 годах продолжили и развили ее ученики М. Шапкин и Е. Лукьянова. Но в последние десятилетия об этой гимнастике что-то особо не слышно. Видимо по законам диалектики она уступила место новым именам и более свежим вариантам дыхательных техник.