Размер шрифта
-
+

Память и идентичность - стр. 9

Именно это первородное измерение греха не может найти соответствующего возмещения в другой форме, нежели в противоположной – «amor Dei usque ad contemptum sui» – «любви к Богу вплоть до презрения к себе». Именно здесь мы касаемся тайны искупления человека, и к этому познанию ведет нас Святой Дух. Именно Он позволяет нам так глубоко проникнуть в «mysterium Crucis» и одновременно заглянуть в бездну зла, которое совершил, в то же время став его жертвой, в самом начале своей истории человек. Именно к этому относятся слова «обличит мир о грехе». И цель этого «обличения» – не осуждение мира. Если Церковь силой Духа Святого называет зло по имени, то исключительно для того, чтобы показать возможность победы над ним. «Аmor Dei usque ad contemptum sui» обладает именно таким значением. Собственно, это величина милосердия. Бог в Иисусе Христе склоняется над человеком, чтобы подать ему руку, чтобы поднять его каждый раз после падения, чтобы постоянно его поднимать и помогать ему с новыми силами продолжать путь. Человек не может подняться своими силами. Он нуждается в помощи Святого Духа. Если же он отказывается от нее, тотчас совершает грех, который Иисус назвал «хула на Духа», определив его как грех непростительный (ср. Мф 12, 31). Почему непростительный? Потому что он не предполагает в самом человеке желание прощения. Человек отвергает любовь и милосердие Бога, поскольку считает Богом себя. Полагая, что сумеет быть самодостаточным.

Я вкратце упомянул три энциклики, которые показались мне необходимым комментарием ко всему учению II Ватиканского собора, а также ко всем трудным ситуациям, имевшим место на том отрезке истории, в котором нам довелось жить.

С течением лет у меня возникло убеждение, что идеологии зла коренятся в самых глубинах европейской философской мысли. Здесь я должен коснуться некоторых фактов, связанных с историей Европы, и особенно – ее культуры. После выхода в свет энциклики о Святом Духе определенные круги на Западе отреагировали на нее очень отрицательно. Откуда эта реакция бралась? Она исходила из тех же источников, из которых более двухсот лет назад родилось так называемое европейское Просвещение – в частности, французское Просвещение, не исключая в том числе английского, немецкого, испанского и итальянского. Просвещение в Польше отличалось от всех прочих. Россия, пожалуй, не пережила просветительского потрясения. Кризис христианской традиции там пошел по иному пути, и в начале XX века взорвался с тем большей яростью в облике радикально атеистической марксистской революции.

Страница 9