Память и идентичность - стр. 8
2
Идеологии зла
Откуда в таком случае взялись идеологии зла? Каковы корни нацизма и коммунизма? Как произошло падение этих режимов?
Все эти вопросы имеют глубокий философский и богословский смысл. Необходимо осуществить реконструкцию «философии зла» в ее европейском (и не только) масштабе. И эта реконструкция выводит нас из сферы идеологии. Она заставляет нас войти в мир веры. Необходимо прикоснуться к тайне Бога и творения, особенно к тайне человека. К тем тайнам, которые я старался выразить с помощью слов в первые годы моего служения на престоле св. Петра в энцикликах «Redemptor hominis», «Dives in misericordia», «Dominum et vivificantem». По сути весь этот триптих соответствует тринитарной тайне Бога. Все, что содержится в энциклике «Redemptor hominis», я принес с собой из
Польши. Равно и размышления, заключающиеся в «Dives in misericordia», были плодом пастырского служения в Польше, особенно в Кракове. Ведь именно там похоронена сестра Фаустина Ковальская, которой Христос дал стать особенно вдохновенной выразительницей истины о Божьем милосердии. Эта истина сформировала необыкновенно богатую мистическую жизнь Фаустины. Она был обыкновенным, очень простым человеком, без образования, – и несмотря на это люди, читающие «Дневник» ее откровений, изумляются глубине мистического опыта, который в нем заключен.
Я говорю об этом потому, что откровение сестре Фаустине, сосредоточенное на тайне Божьего милосердия, относится ко времени, предваряющем Вторую мировую войну. То есть именно к тому времени, когда зарождались и развивались обе идеологии зла – нацизм и коммунизм. Сестра Фаустина стала посланницей вести о том, что единственная истина, способная уравновесить зло этих идеологий, – это то, что Бог есть Милосердие, истина о Христе милосердном. И потому, будучи призван на престол св. Петра, я чувствовал особую необходимость в передаче этого опыта моей Родины, который, несомненно, принадлежит сокровищнице Вселенской Церкви.
Энциклика о Святом Духе «Dominum et vivificantem» по происхождению римская. Она вызревала несколько позже. Родилась она из медитации над Евангелием от Иоанна – над словами Христа во время Тайной вечери. Имен но в эти последние часы земной жизни Христа мы получили, пожалуй, самое полное откровение о Святом Духе. Среди слов, сказанных там Иисусом, присутствует весьма знаменательное для интересующего нас вопроса утверждение. Он говорит, что Святой Дух «обличит мир о грехе» (Ин 16, 8). Я постарался углубиться в эти слова и так пришел к первым страницам Книги Бытия, к тому событию, которое получило название «первородного греха». Св. Августин с необыкновенной проницательностью охарактеризовал природу этого греха следующим образом: «amor sui usque ad contemptum Dei» – «любовь к себе вплоть до презрения к Богу» («De civitate Dei», XIV, 28). Собственно, «amor sui» – любовь к себе – подвигла прародителей к первичному непослушанию, давшему начало распространению греха во всей истории человека. Этому соответствуют слова из Книги Бытия: «Будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт 3, 5), т. е. будете сами решать, что есть добро и что – зло.