Память и идентичность - стр. 10
Чтобы прояснить эту проблему, необходимо вернуться в период, предшествовавший Просвещению, прежде всего к революции в философском мышлении, совершенной Декартом. «Cogito, ergo sum» – «Мыслю, следовательно, существую» – перевернуло всю философскую мысль. Додекартовская философия, то есть «cogito» (мыслю) или, скорее, «cognosco» (познаю), была соотнесена с «esse» (быть), которое было первично. Для Декарта же «esse» стало вторичным, так как первичным он считал «cogito». Таким образом, изменилось не только направление философской мысли, но и произошел радикальный отход от того, чем философия была ранее, в частности философия св. Фомы Аквинского – от философии «esse». Ранее всё интерпретировалось через призму бытия («esse»), и так же всё объяснялось. Бог как самостоятельное Бытие («Ens subsistens») являлся необходимым основанием каждого «Ens non subsistens, ens participat-um», то есть для всех сотворенных бытий и для человека. «Cogito, ergo sum» разорвало эту преемственность мысли. Первичным стало теперь «Ens cogitans» (бытие мыслящее). Начиная с Декарта, философия становится наукой чистого мышления: все, что есть бытие («esse») – равно и сотворенный мир, и Творец, – находится в сфере «cogito» как содержание человеческого сознания. Философия занимается бытием постольку, поскольку оно является содержанием сознания, а не постольку, поскольку существует независимо от него.
Здесь необходимо посвятить некоторое время традициям польской философии, в особенности тому, что произошло в ней после прихода к власти коммунистической партии. В университетах изымались из программы все формы философского мышления, не соответствовавшие марксистской модели. Это совершалось простым и радикальным способом – устранялись люди, представлявшие такой образ философской мысли. Весьма знаменательно, что среди тех, кто был лишен кафедр, находились прежде всего представители философии реализма, включая представителей реалистической феноменологии (например, профессор Роман Ингарден), а также львовско-варшавскую школу (например, профессор Исидора Домбская). Труднее было с представителями томизма, поскольку они были в Люблинском католическом университете и на теологических факультетах в Варшаве и в Кракове, а также в духовных семинариях. Их тоже, хотя и другим способом, болезненно коснулась рука системы. Марксистские власти не доверяли признанным мыслителям, сохранявшим критическое отношение к диалектическому материализму. Назову из них Тадеуша Котарбиньского, Марию Оссовскую и Тадеуша Чежовского. Очевидно, что из университетских курсов невозможно было устранить логику или научную методологию. Зато можно было разнообразными способами чинить препятствия, ограничивая влияние «инакомыслящих» профессоров на воспитание студентов.