Память и идентичность - стр. 11
Итак, события, имевшие место в Польше после прихода к власти марксистов, принесли плоды, подобные тем, которые были вызваны процессами, происходившими ранее в Западной Европе в период после Просвещения. Между прочим, говорилось о «закате реализма в томизме» одновременно с попытками понимать это как отход от христианства как источника философии. В конце концов, вопросом, который был подвергнут сомнению, стала и сама возможность обращения к Богу. Согласно логике «Cogito, ergo sum», Бог мог быть только содержанием человеческого сознания, но не Тем, Кто окончательно объясняет человеческое «sum». Следовательно, Он не мог быть и
«Esse subsistens», «самостоятельным Бытием», Творцом, Тем, Кто дарует бытие, и Тем, Кто дарует Самого Себя в тайне Воплощения, Искупления и благодати. «Бог откровения» перестал существовать, став «Богом философов». Осталась лишь «идея Бога» в качестве темы для произвольного формирования путем человеческой мысли.
Таким же образом рухнули и основы «философии зла». Ибо зло, в реалистическом значении, может существовать только относительно блага, и особенно – относительно Бога, высшего Блага. Именно об этом зле говорит Книга Бытия. В этой перспективе можно объяснить первородный грех, а также каждый личный грех человека. Это зло было искуплено Христом на кресте. Строго говоря, был искуплен человек, ставший, при посредничестве Христа, участником Божественной жизни. Все это, вся великая драма истории Спасения, исчезло в мысли Просвещения. Человек остался один: единственный творец собственной истории и собственной цивилизации; единственный, кто решает, что есть добро, и что – зло, единственный, кто обязан быть и действовать, «esti Deus non daretur» – даже если бы не было Бога.
Но если человек один, без Бога, может судить, что есть добро и что – зло, он может решать, что определенная группа людей подлежит уничтожению. Такие решения принимались, например, в Третьем Рейхе – людьми, которые, придя к власти путем демократии, прибегали к подобным решениям, чтобы реализовать лицемерную идеологическую программу национал-социализма, вдохновляемую расистскими предпосылками. Подобные решения предпринимала и коммунистическая партия в Советском Союзе и в странах с господствующей марксистской идеологией. В этом контексте было осуществлено физическое уничтожение евреев, а также других групп людей – например, цыган; крестьян на Украине; православного и католического духовенства в России, в Белоруссии и Зауралье. Так преследовали всех неудобных системе людей – например, участников военных действий в сентябре 1939 года, а также солдат Армии Крайовой в Польше по окончании Второй мировой войны, равно как и представителей интеллигенции, не разделявших марксистского или нацистского мировоззрения. Речь шла обыкновенно о физическом уничтожении, но иногда – и о моральном: более или менее жесткими мерами человек лишался принадлежащих ему прав.