Размер шрифта
-
+

Отношения Учителя и ученика - стр. 20


Конгтрул пишет, что всего насчитывается 105 различных аспектов непоколебимости кхенпо. Они изложены в комментарии к «Тремстам строфам», в трудах Пемы Карпо (pad ma dkarpo). Он упоминает о двенадцати признаках, необходимых кхенпо для того, чтобы приносить благо существам.

В дополнение к вышеупомянутым общим качествам, которые требуются всем мастерам Пратимокши, – сочувствию и щедрости в Дхарме и материальных вещах – кхенпо должен обладать терпением при работе с учениками, а ученики его должны сами придерживаться монашеских обетов. Помимо всего перечисленного, предполагается, что кхенпо сохраняет «правильный взгляд». Кроме того, он должен понимать смысл Дхармы и быть способным донести его до своих воспитанников. Кхенпо стабилен в своих проявлениях и рождается только в человеческом теле, в человеческом мире, не производя своих излучений в других сферах существования, в отличие от Бодхисаттв, – ведь обеты Пратимокши возможны лишь среди людей. Далее Джамгён Конгтрул утверждает, что мастер ритуалов – это человек, который:

1. поддерживает в полной чистоте обеты монаха;

2. имеет соответствующие характеристики;

3. сохраняет подобающий взгляд;

4. соблюдает три условия;

5. живет в обычном человеческом теле;

6. ведет естественный образ жизни на земле.

В дополнение к этим шести пунктам он должен быть искусным в передаче обетов Пратимокши.

Согласно Конгтрулу Ринпоче, передача обетов ученикам есть особая функция мастера ритуалов. В «Махавьютпатти» говорится, что мастер ритуалов видит, как следует «верно провести ритуал, и осуществляет перед общиной формальные действия, необходимые для посвящения в монахи».

Что касается личного наставника, то ему требуются те же шесть качеств. Специфика его деятельности заключается в том, чтобы задавать вопросы предполагаемым ученикам с целью выяснить, какие трудности могли бы помешать им принять обеты Пратимокши. В «Махавьютпатти» сказано, что функция личного наставника – «во время ритуала посвящения в монахи побеседовать с новичком с глазу на глаз и спросить, нет ли у него физических затруднений», которые могли бы препятствовать принятию монашества. Во многих текстах приводится пример: кандидату в монахи будет отказано, если он гермафродит>42.

Конгтрул Ринпоче далее пишет, что опекун или репетитор тоже должен обладать теми же качествами, что и кхенпо, и он отвечает за передачу наставлений о том, как следует себя вести – что делать и чего не делать. Тем самым такой мастер позволяет ученику очиститься от негативной кармы.

Наконец, работа наставника новообращенных монахов заключается в том, чтобы помогать им понять Учение и следовать советам учителей.

Страница 20