Размер шрифта
-
+

Отношения Учителя и ученика - стр. 22

МАСТЕР ОБЕТОВ ВАДЖРАЯНЫ

Конгтрул Ринпоче приводит качества, которые требуются мастеру Ваджраяны, в виде пяти наборов из десяти компонентов:

1. общие характеристики, описанные в «Пятидесяти строфах о преданности Гуру»;

2. десять сущностных пунктов, относящихся к вадж-рному мастеру (nye bar mkho ba'i de nyid bcu);

3. десять важных аспектов ритуала (cho ga'i de nyid bcu);

4. десять необходимых пунктов, касающихся абсолютной реальности (de kho na nyid bcu);

5. десять тайных свойств (gsang ba'i de nyid bcu).

Джамгён Конгтрул упоминает также о качествах, которые считаются необходимыми учителю согласно школе Ньингма. Завершая этот раздел, он рассуждает о том, у кого лучше всего учиться – у мирянина (человека, еще не достигшего ступеней Бодхисаттвы), новообращенного монаха или полностью посвященного монаха. Конгтрул утверждает, что из трех приведенных категорий полезнее всего пойти в ученики к полностью посвященному монаху. Но еще лучше выбрать себе в учителя так называемого прославленного ламу (dpal ldan blа ma), то есть человека, достигшего первой ступени Бодхисаттвы, независимо от того, монах он или мирянин.

Далее Конгтрул пишет, что в дополнение к качествам, необходимым мастеру Пратимокши или мастеру обета Бодхисаттвы, мастер мантры должен обладать определенными характеристиками, относящимися к Ваджраяне. Чтобы проиллюстрировать, что это такое, он комментирует стихи с седьмого по девятый из «Пятидесяти строф о преданности Гуру»>47. Первые шесть свойств, по его словам, совпадают со свойствами мастера обета Бодхисаттвы:

1. мастер Ваджраяны полностью контролирует свои поступки, речь, мысли и чувства;

2. он в совершенстве овладел своим умом благодаря практике медитации;

3. он мудр;

4. он терпелив и никогда не сердится на своих учеников;

5. учитель Ваджраяны честен: он не скрывает от себя свои ошибки;

6. он не пытается вводить учеников в заблуждение;

7. он знает практики Алмазной колесницы;

8. он разбирается в тантрах и умеет отличать временный (относительный) смысл от определяющего (абсолютного) смысла, скрытого смысла и так далее;

9. он обладает сочувствием и любовью ко всем существам;

10. в дополнение к знанию тантр он должен хорошо ориентироваться в сутрах и шастрах.

Наконец, Конгтрул добавляет, что ваджрный мастер должен быть близко знаком с практиками и ритуалами Ваджраяны и уметь их применять. Ему также необходимо умение передавать поучения Алмазного пути разным ученикам в соответствии с их способностями. На этом завершается комментарий Джамгёна Конгтрула к «Пятидесяти строфам о преданности Гуру».

Страница 22