Размер шрифта
-
+

Отношения Учителя и ученика - стр. 24

4. Йидам;

5. мандала;

6. подношение огня;

7. мантра;

8. окрашенный песок для построения мандал;

9. торма;

10. передача посвящения.

И наконец приводятся десять тайных характеристик:

1,2. ритуал двух обратных движений;

3. тайное посвящение;

4. посвящение мудрости-осознавания;

5. ритуал соединения и разделения;

6. торма;

7. ваджрное повторение мантры;

8. ритуал грозного свершения;

9. освящение образов;

10. свершение в мандале.

Другое общее описание характеристик, ожидаемых от мастера Ваджраяны, дает Патрул Ринпоче, великий мастер школы Ньингма, в работе «Слова моего всеблагого учителя»:

«…Как объясняется в драгоценных тантрах, лама, открывающий нам важнейшие моменты глубоких, особых устных наставлений Тайной мантры Ваджраяны, обрел плод постижения благодаря непрерывному потоку посвящений, приносящих созревание. Он не нарушает обетов самайя и других обещаний, данных во время посвящений. Поток его ума спокоен и ровен, поскольку у него мало страстей и рассудочных мыслей. Он полностью понимает весь смысл основы, пути и плода тантр Тайной мантры Алмазной колесницы. Он обрел признаки совершенства в практике [стадий] развития и завершения – например, способность непосредственно видеть лик Йидама и так далее. Его ум освобожден благодаря постижению природы всего сущего. Поскольку сердце его полно сочувствия, он заботится лишь о благе других. Он отбросил привязанность к мирской жизни, обычных занятий у него немного, и он целиком сосредоточен на Учении Будды, поскольку верит в будущие жизни. Сансару он видит как страдание и потому питает к ней отвращение, к чему побуждает и других. Он искусно заботится о своих учениках: зная их различные нужды, он дает каждому самое подходящее поучение. Он выполнил советы своего ламы, и поэтому несет благословение линии преемственности. Такому ламе стоит следовать»>49.

Конгтрул затем описывает квалификацию мастера Ваджраяны так, как изложено в традиции Ньингма. Он приводит две альтернативные версии достижений, которыми такой мастер должен обладать. Первая версия указывает на взгляд, медитацию и действие.


ВЗГЛЯД:

Учитель должен постичь неразделимость относительной и абсолютной истины.


МЕДИТАЦИЯ:

Учитель должен обрести высокий уровень мастерства в практике медитации, в частности достичь совершенства в тантрических стадиях развития и завершения.


САМАЙЯ>50:

Учитель должен хранить в чистоте коренные и вторичные обеты.


Калу Ринпоче в «Самоцветном украшении многообразных наставлений» упоминает о числе обетов самайя:

«В традиционной литературе мы находим ссылки на четырнадцать коренных падений и, в некоторых классификациях, двадцать одно обязательство, налагаемое на тело, речь и ум. В некоторых текстах упоминаются такие подробные подразделения обетов, что число различных вариаций тантрических самай может достигать 1100000»

Страница 24