Размер шрифта
-
+

Отношения Учителя и ученика - стр. 21

МАСТЕР ОБЕТА БОДХИСАТТВЫ

Ученику, стремящемуся вступить во взаимоотношения с Учителем мудрости, чтобы обучаться Махаяне, необходимо найти проводника, обладающего должной квалификацией. Мастеру обета Бодхисаттвы требуются десять качеств, перечисленных в «Украшении сутр Махаяны»>43, и двенадцать качеств, приведенных Нагарджуной (klu sgrub).

Конгтрул дает краткое толкование десяти качествам, или свершениям, ссылаясь на «Украшение сутр Махаяны»:

1. выработанные навыки дисциплины (tshul khrims bslabpa). Дисциплина помогает усмирить (did bа) ум, не ограничиваясь только телом>44;

2. выработанные навыки глубокой медитации (ting nge 'dzin gyi bslab pa); позволяющие оставлять ум в покое (gzhi gnas);

3. выработанные навыки различающей мудрости. Благодаря аналитической медитации, основанной на сосредоточении, возникает мудрость, рассеивающая неведение.

Эти три первых качества называются наивысшими – они обретаются в результате тренировки наивысшей дисциплины, наивысшей концентрации и наивысшей мудрости. Вся практика Махаяны может быть сведена к этим трем упражнениям. Нагарджуна в своей работе «Письмо другу» (bshes springs) пишет>45:

«Всегда упражняйся в дисциплине, концентрации и мудрости. Все остальные упражнения (числом 151) укладываются в эти три вида».

Конгтрул Ринпоче продолжает список навыков, необходимых мастеру обета Бодхисаттвы:

1. учитель мудрости должен быть более опытным, чем ученик;

2. учитель мудрости приносит благо другим: мастер Махаяны активно помогает людям;

3. он знает письменные источники, относящиеся к Махаяне, – Винаю, Сутру и Абхидхарму>46;

4. учитель обладает постижением пустотности всех явлений, обретенным благодаря изучению, размышлению и медитации. На уровне Хинаяны практикующий постигает пустотность эго. От мастера обета Бодхисаттвы следует ожидать определенного опыта пустотности всех вещей;

5. он искусен в обучении Дхарме: он ведет учеников по ступенчатому пути к Просветлению, ориентируясь на их предрасположенности, индивидуальные особенности и таланты;

6. учитель мудрости обладает чистой мотивацией сочувствия. Намерения, побуждающие его учить людей Дхарме, заключаются в том, что он стремится помочь всем существам, а не обрести личное благополучие или славу;

7. он никогда не «сгорает». Его долг – объяснять Дхарму снова и снова, но его силы от этого не истощаются. Кроме того, учитель должен быть терпелив к людям, которые обращаются к нему с гневом.

Затем Джамгён Конгтрул цитирует список из двенадцати пунктов, приведенных Нагарджунои. Это, по существу, те же пункты, что и в «Украшении сутр Махаяны». В качестве самых важных характеристик учителя мудрости он упоминает сочувствие, мудрость, мотивацию бодхичитты и способность к преподаванию.

Страница 21