Отношения Учителя и ученика - стр. 19
Второй уровень – Просветленный настрой лодочника – стремление обрести состояние Будды одновременно со всеми существами, подобно тому, как лодочник переплывает реку в одной лодке со своими пассажирами. Наконец, третий – Просветленный настрой пастуха, наивысший уровень. Такой Бодхисаттва откладывает свое собственное Просветление до тех пор, пока в сансаре есть страдающие существа, и его сравнивают с пастухом, который гонит стадо впереди и в первую очередь заботится о своих подопечных, а потом уже о себе.
Более подробное объяснение, касающееся духовных друзей, можно получить, классифицируя их согласно определенным обетам, связанным с этими отношениями. В этом контексте различают мастеров Пратимокши (so sor tharpa'i slob dpon), мастеров Просветленного настроя (byang chub kyi slob dpon) и мастеров мантры (sngags kyi slob dpon). Конгтрул описывает специфические качества каждого из этих типов учителей.
Есть пять категорий таких мастеров:
1. кхенпо (mkhanpo);
2. мастер ритуалов (las byed pa slob dpon);
3. личный наставник (gsang ste ston pa);
4. опекун или мастер чтения (nas sam klogpa'i slob dpon);
5. наставник новообращенных монахов (dge tshul gyi slob dpon).
Конгтрул Ринпоче лишь вкратце приводит функции, качества и характеристики этих учителей, потому что эта информация относится только к ученикам, соблюдающим монашеские обеты, и преподается только им. В беседе с Кхенпо Цультримом Гьямцо Ринпоче я попросил его подробнее развить эту тему. Он ответил, что сведения об этих учителях относятся только к монахам или монахиням, а мирянам они не нужны и не полезны>41.
В целом мастер Пратимокши характеризуется тремя признаками:
непоколебимостью (brtan pa) в отношении нравственной дисциплины. Считается, что такой учитель полностью овладел дисциплиной, если он строго придерживается своих обетов как минимум десять лет;
образованностью (shes pa mkhas pa) в области правил и ритуалов Винаи ('dul bа), которые мастер Пратимокши должен в совершенстве знать;
благими делами (phan 'dogs pa). Поступки такого учителя приносят пользу всем существам вообще и его ученикам в частности. Он проявляет сочувствие к своим подопечным и щедрость ко всем – как в передаче Дхармы, так и в материальных вещах. Каждый из пяти типов мастеров Пратимокши выполняет в монастыре свою функцию, но описанными здесь базовыми качествами в той или иной степени обладать должны все.