Опыты цивилистического исследования. Выпуск 2 - стр. 77
2.1. Концепция совместного участия
Главная идея поручительства как обеспечительной конструкции заключается в предоставлении кредитору правовой возможности для обращения к имущественной сфере поручителя, которой он может воспользоваться при неисполнении должником своего обязательства. Основной задачей законодателя при установлении такой возможности является создание уверенности у кредитора в том, что правовой эффект заключенного им с должником обязательства будет в максимальной степени достигнут. Очевидно, что создание такой уверенности возможно путем закрепления обязанности поручителя «исполнить то самое действие, какое обязан исполнить должник, а не какое-либо другое…»[369]. В таком случае интересы кредитора будут удовлетворены наиболее полным образом, так как поручитель исполнит за должника соответствующую обязанность, например, вернет сумму предоставленного займа с процентами при поручительстве по договору займа, выполнит определенную работу и передаст ее результат при поручительстве по договору подряда и т. п.
Идея исполнения поручителем того же действия, к которому обязывался должник по основному обязательству, лежит в основе концепции совместного участия и базируется на признании поручителя содолжником в одном с должником обязательстве. Основополагающие характеристики данной концепции, нашедшие свое выражение еще в римском праве, в дальнейшем были подвергнуты активному изучению и переосмыслению в русском дореволюционном и советском праве.
2.1.1. Краткая история развития представлений о концепции совместного участия
Римское право. Во времена существования римского государства концепция совместного участия находила свое выражение в таких двух древних формах пассивной множественности (adpromissio), как sponsio и fidepromissio, в свою очередь берущих начало из института заложничества.
Sponsio, по замечанию И.Б. Новицкого, выступало древнейшей формой стипуляции (stipulatio)[370] и было доступно только римским гражданам. Вопрос о сущности стипуляции до настоящего времени является дискуссионным. Устоявшаяся позиция большинства исследователей сводится к ее пониманию как специфической формы вербального (устного) контракта