Онтопсихологическая педагогика - стр. 19
2) Существует аффективный отбор, навязанный материнской и семейной средой: шантаж со стороны более сильного. Сила взрослого противостоит реальности ребенка, одерживает над ним полную победу. Поэтому в интересах выживания ребенок должен подчиниться закону отношений с позиции силы. Цена, которую он платит, достаточно высока, но он вынужден платить ее, чтобы выжить. Если он будет настаивать на своей абсолютной неповторимости, то погибнет.
Некоторые болезни, а иногда и смерть, могут быть вызваны ригидностью темперамента инстинктивного «Я», приобретенного в процессе формирования зародыша. Если темперамент достаточно гибкий, то ребенок приспосабливается, а позднее наверстывает свое, если же темперамент слабый, то ребенок поддается окружающей среде. Следует помнить о том, что с шестимесячного возраста ребенок овладевает законом силы: он тянется к тому, кто является проводником силы, жизни в среде, в которой он находится. Наибольшее влияние на ребенка будет оказывать, становясь доминантным или констеллирующим фактором формирования его «Сверх-Я», семантическое поле взрослого, который обладает самым сильным бессознательным или комплексом (следовательно, это не тот человек, который кажется самым сильным внешне).
Этот принцип не противоречит другому, согласно которому мать является постоянным фильтром для ребенка. Мать может находиться в зависимости от бабушки, тети, няни и т. п., и первоначальным источником информации «Сверх-Я» тогда будет этот человек.
Уточним понятия априорного «Я»[20] и логико-исторического «Я»[21]. Априорное «Я» действует в категории вечности, не имеет историчности, является актом, постигающим любое измерение где бы то ни было, и в любом проявлении всегда является самим собой. Процесс начинается, как только априорное «Я» подключается к игре индивидуаций.
Логико-историческое «Я» – это постоянное самополагание во взаимодействии со средой и пожинание плодов этого взаимодействия, это экзистенциальный процесс самосозидания (аутоктиз). В своем существовании человек становится продуктом собственного выбора и собственных действий.
Глава пятая. Голофрастичность[22] и сознание
Онтопсихология большое внимание уделяет снам, поскольку видит в них средство подлинного выражения личности. Как формируется мир сновидений, кажущийся абсурдным, но на самом деле предвосхищающий любую форму рационального познания?
Реальность сновидения появляется с самого начала жизни зародыша. Когда рациональность ущербна или находится в состоянии кризиса, следует сверить ее с тем, что лежит в ее основе и вместе с тем остается «по другую сторону». Едва бытие стремится воплотиться в конкретном существовании, для этого воплощения находится место. Перемещение из одного места в другое задается векторной динамикой движения.