Онтопсихологическая педагогика
1
Данная глава составлена по материалам лекций по педагогике, прочитанных взрослой аудитории (до 40 лет). Среди участников обсуждений – родители, преподаватели, социальные работники, врачи, психологи, молодые специалисты, большая часть из которых – женщины. Все слушатели были частично знакомы с теорией онтопсихологии и помимо собственного базового образования предварительно прослушали лекции о направлениях и авторах в области педагогики. Нужно добавить, что все приведенные здесь лекции опираются на обзор литературы в данной области и анализ перспектив развития педагогики. Таким образом, данная книга предназначена для специалистов и работников, имеющих серьезную подготовку, для учителей, готовых к постоянной новизне в том случае, когда к ним обращается человек с запросом на аутентификацию.
2
Полностью понятие семантического поля с позиции онтопсихологического подхода раскрывается в книге Менегетти А. Семантическое поле. – М.: БФ «Онтопсихология», 2009.
3
Подробнее о понятии онто Ин-се см. в книге Менегетти А. Ин-се человека. – М.: БФ «Онтопсихология», 2008.
4
Подробнее о понятии монитора отклонения см. в книге Менегетти А. Монитор отклонения. – М.: БФ «Онтопсихология», 2009.
5
Аутентификация означает приведение человека к пониманию его собственной внутренней сущности. См. также Менегетти А. Тезаурус. Словарь онтопсихологических терминов. – М.: БФ «Онтопсихология», 2008. Прим. ред.
6
Меметический – тот, что не допускает взаимообратимости с реальностью жизни, основан на стереотипе, комплексе, традиции и т. п. См. также Менегетти А. Тезаурус. Указ. соч. Прим. ред.
7
Мем: в меметике – единица культурной информации, передаваемая от человека к человеку путем имитации, научения и т. п.; в онтопсихологии – информационная, добавленная запрограммированная форма, необратимая с реальностью; недоказанный принцип. Прим. ред.
8
Диада означает «движение вдвоем, при котором движение одного невозможно без совпадения с движением другого». Диада может быть позитивной или негативной. См. Менегетти А. Учебник по онтопсихологии. – М.: БФ «Онтопсихология»,2009.
9
Априорное «Я» («Я» прежде) предшествует сознательному «Я» и представляет собой идеал возможного решения, отражение исторического волеизъявления Ин-се. См. Менегетти А. Тезаурус. Указ. соч. Прим. ред.
10
Выступление автора на X Международном Конгрессе по онтопсихологии «Педагогика и политика», Рим, 6-13 мая 1984 г.
11
Под «духом» понимается основополагающая точка, от которой берет начало любая реальность в-себе.
12
В этой связи онтопсихологическое исследование установило, что все дети-инвалиды поначалу наиболее щедро одарены феноменологией духа, но впоследствии претерпевают разрушительное воздействие ограничивающей информации и застывают в ситуации, не имеющей смысла ни для истории, ни для их внутреннего действия.
13
Телеология (греч. telos – завершение, цель; logos – учение) – учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом.
14
См. Менегетти А. Женщина: секс, власть, благодать. – М.: БФ «Онтопсихология», 2010.
15
От лат. temperamentum – комбинация ума во времени. Склонность, или тематическая предрасположенность, к чему-то одному более, чем к другому; обретается при рождении. Предрасположенность к определенному поведению. Типология чувствительности, предпочтений и т. д. Стабильный комплекс личностной эмотивности, которая обусловлена физиологическими особенностями эндокринной системы, определяющей своеобразие нравов или настроения. Важный аспект конституции человека: церебротонический, висцеротонический, атлетический. См. Менегетти А. Тезаурус. Указ. соч.
16
От греч. χαρασσω [karasso] – запечатлеваю, ваяю, вырезаю; от греч. καρα αισσω [kara aisso] – единственность верховного поведения (καρα [kara] – голова; αισσω [aisso] – я устремляюсь, подпрыгиваю, я побужден). Запечатленная, врезавшаяся модель, постоянный модус действий или поведения. Предполагает наличие психоисторической формы, задающей код эмоциональной тональности, способа восприятия и реакции. Стереотип, констеллирующий или организующий один или несколько процессов. Проявляется в неизменном психологическом стиле, а значит, в типе личности. См. Менегетти А. Тезаурус. Указ. соч.
17
См. Менегетти А. Рождение «Я». – М.: БФ «Онтопсихология», 2008.
18
Априорное не в метафизическом смысле, а как противоположность апостериорному.
19
Указывает на связь с «Я» (Эго). Прим. пер.
20
«Я» прежде. «Я», предшествующее выбору или взаимодействию. Виртуальная форма организмического «Я» до ее исторического воплощения и осуществления. Оптимальная возможность до апоретического взаимодействия. Модус, который специфицирует на месте онтическую интенциональность. Формальный разум онто Ин-се в ситуации. Выражает оптимальную векторную направленность в ситуации взаимодействия «Я» и мира, что оборачивается преимуществом целостного «Я» или организмического Ин-се. Определяет то, что оптимально возможно и подлежит конкретизации через осознание и исполнение волевого акта для постоянного рождения внутренне прогрессирующего исторического «Я». Представляет собой идеал возможного решения как единственно совершенного, но воплощается, только если сознательное «Я» в своем решении следует высшей цели тотальности Бытия. См. Менегетти А. Тезаурус. Указ. соч.
21
Сознательно-логическая часть всех волевых, ответственных, рефлексивных, разумных, рациональных, мнемонических и так далее операций. Структура, опосредующая внутреннюю реальность к внешней, и наоборот. Точка осознания, включения ответственности, воли, рациональности. Логико-историческое «Я» – это «Я», которое фактически выбирает и определяет как в позитивном, так и негативном. См. Менегетти А. Тезаурус. Указ. соч.
22
В психологии термин используется для описания этапа развития речи ребенка, когда он использует односложные предложения (голофрастические высказывания). При этом односложное высказывание ребенка обладает множеством значений, ограниченных обстоятельствами, при которых оно было произнесено (говоря «вода», ребенок может иметь в виду: «Это – вода», «Дай мне воды», «Я только что выпил воды», «Я хочу поплавать» и т. п.).
В данном тексте под голофрастичностью подразумевается непосредственное выражение вовне внутреннего действия, инстинкта. Прим. ред.
23
См. Менегетти А. Образ и бессознательное. – М.: БФ «Онтопсихология», 2009.
24
О висцеротоническом восприятии см. Менегетти А. Учебник по мелолистике. – М.: БФ «Онтопсихология», 2007.
25
По проекции взрослый приписывает эротизм к определенным зонам в теле ребенка. Эта специфичность появляется после четырех-шести лет.
26
Подробнее см. Менегетти А. Онтопсихологическая синемалогия. – М.: БФ «Онтопсихология», 2008.
27
Сальваторе Джулиано (1922-1950) – сицилийский бандит, с юного возраста разыскиваемый полицией и ставший знаменитостью в Италии. Прим. пер.