Размер шрифта
-
+

ОНИ БОРОЛИСЬ С КОММУНИЗМОМ Т.9 - стр. 18

Если Г. Гегель высказывался отрицательно об иудаизме лишь в своих ранних, не опубликованных при его жизни произведениях, а, утверждая превосходство христианства, видел в иудаизме необходимый положительный момент религиозного развития, для младогегельянцев характерен неисторический подход, иногда свидетельствующий об отступлении даже от тех элементов историзма, которые были у многих авторов 18 в. Историю религий младогегельянцы использовали лишь для иллюстрации готовых схем, в которых явственно проступают унаследованные еще от отцов церкви антиеврейские стереотипы.

Б. Бауэр – один из виднейших младогегельянцев, был вначале протестантским теологом и верным учеником Гегеля.

Утратив веру, он предпринял критическое исследование Нового завета. В работах «Критика Евангелия от Иоанна» (1840) и «Критика синоптических евангелий» (в 3-х т., 1841–42), в памфлете «Разоблаченное христианство» (1843) он пошел гораздо дальше Штрауса в отрицании исторической достоверности евангелий.

Гегелевской философии Бауэр придал субъективистский характер, поставив на место абсолютной идеи человеческое самосознание.

Называя христианство «вампиром духовной абстракции», он, тем не менее, утверждал его превосходство над иудаизмом.

В сочинении «Еврейский вопрос» (1843) Бауэр выступил против эмансипации евреев. Упорство еврейского национального духа он объяснял «неисторическим характером» еврейского народа, обусловленным его «восточной сущностью».

Христианство, по Бауэру, явилось одновременно завершением иудаизма и отрицанием его специфически еврейской сущности, которая выражалась в упорном сопротивлении прогрессу и сохранении своей обособленности, своей «мифической» национальности.

До тех пор, пока евреи не откажутся от своей религии и мнимой национальности, они недостойны равноправия.

Униженное положение евреев не препятствует, согласно Бауэру, их господству в финансовом мире и влиянию при королевских дворах:

«Еврей, который в Вене лишь терпим, решает, благодаря власти своих денег, судьбу всего государства.

Еврей, лишенный прав в самом малом из германских государств, решает судьбу всей Европы».

Хотя принципиально Бауэр стремился к стиранию различий между евреями и не евреями в результате упразднения всякой религии, его работы давали противникам эмансипации аргументы, обладающие видимостью философской глубины. Доводы Бауэра против эмансипации евреев вызвали острую полемику, в которой приняли участие А. Гейгер, Г. Риссер, Шмуэль Гирш (1815–89) и К. Маркс (см. ниже).

Философ Л. Фейербах в своем главном труде «Сущность христианства» (1840) рассматривал религию как проекцию духа создавшего ее народа. Особенности еврейской религии, по его мнению, отражают присущие евреям практицизм и эгоизм:

Страница 18