ОНИ БОРОЛИСЬ С КОММУНИЗМОМ Т.9 - стр. 20
К. Маркс в одной из своих речей (1847) хвалил Даумера, якобы доказавшего, что христиане были повинны в ритуальном каннибализме, за что и преследовались римлянами, терпимо относившимися ко всем религиям.
По мнению Маркса, Даумер нанес последний удар христианству и тем самым доказал, что старое общество приближается к своему концу.
Связующим звеном между младогегельянцами и Марксом был М. Гесс, писавший в своей первой опубликованной работе «Священная история человечества», что историческая миссия еврейства окончена после того, как оно внесло в религию духовное начало и дало миру Иисуса.
В книге «Европейская триархия» (1841) Гесс называл евреев бездушными мумиями, призраками прошлого в этом мире и противопоставлял общечеловеческого христианского Бога национальному Богу Авраама, Исаака и Иакова.
Единственным решением еврейского вопроса представлялась Гессу ассимиляция. Взгляды Гесса оказали влияние на идеи молодого Маркса, который называл Гесса своим «коммунистическим рабби».
В 1845 г. Гесс писал о своих соплеменниках еще более резко, утверждая, что всемирно-историческая задача евреев состояла в том, чтобы превратить человека в хищного зверя, и что эта задача исполнена в современном иудео-христианском мире лавочников.
Пережитый Гессом духовный переворот превратил его спустя несколько лет из проповедника национального самоубийства в предшественника политического сионизма.
Под влиянием Гесса Маркс написал статью «К еврейскому вопросу» (1843) – ответ на «Еврейский вопрос» Бауэра.
В противоположность Бауэру Маркс утверждал, что отделение церкви от государства создает реальную возможность предоставления евреям равноправия без того, чтобы они отказались от своей религии.
Однако он полностью разделял свойственную младогегельянцам отрицательную оценку еврейства, пытаясь лишь «очистить» еврейский вопрос от «теологической шелухи
Если политическая эмансипация евреев, по мнению Маркса, возможна и в капиталистическом обществе, то общественная эмансипация еврейства – это «эмансипация общества от еврейства».
Подобно Бауэру, Маркс считал национальность еврея химерической, но понимал под ней «национальность купца и вообще денежного человека».
Статья молодого Маркса свидетельствует о незавершенности перехода от философии младогегельянцев к историческому материализму и отражает свойственные младогегельянцам антиеврейские стереотипы.
Работы младогегельянцев перебрасывают мост от антииудаизма 18 в. к антисемитизму конца 19 в.
Они создали некоторые идеологические предпосылки для возникновения в последней четверти 19 в. антисемитских движений. Влияние младогегельянцев в значительной степени объясняется тем ореолом научности и свободомыслия, которым окружило их прогрессивное европейское общественное мнение в середине 19 в.