О священнодействиях и таинствах церковных - стр. 30
Крестившийся обязуется молиться и носить священные одежды, а именно куколь и анаволий, называющийся также емфотион (просвещение) и прежде составлявший особую одежду, которую просвещенные надевали сверху, до седьмого дня, ради святого помазания, и обязуется совсем не омываться, вытирая руки, как прилично освященному, этими же одеждами. А после седьмого дня, которым знаменуется завершение этой седмичной жизни, он должен прийти в храм к иерею и от него принять омовение. Иерей со священными молитвами омывает его губкой и водой в тех местах головы и рук, где он был помазан святейшим миром, а другие части тела омывает сам крещеный в благоприличном месте, чтобы что-нибудь от тех святынь – воды крещения и мира, упав, не было попрано ногами[27].
Потому-то крещеные взрослые должны получить от иерея и наставление о хранении себя, о молитве и хождении в храм, а также об очищении себя от грехов и постоянном причастии Таин, потому что в этом-то существенно и заключается жизнь христианина.
Если же крещаемый – младенец, то должна быть предупреждена его мать: ей должно быть внушено, чтобы она после седьмого дня принесла младенца для омовения его священником, а потом сама омыла все его тело, а воду вылила в благоприличном и чистом месте. Кроме того, она должна тщательно вымыть и одежды, в которые одет был младенец в продолжение семи дней. Младенца же обязана постоянно приносить приобщаться Таин, потому что таким образом лучше он будет сохраняем и взращиваем Христом.
37. Против латинян и о том, что не должно отлучать детей от причастия
Причастием не следует пренебрегать по примеру некоторых, неразумно новомудрствующих и в этом, и не следует отлучать детей от него. «Дети, – говорят они, – не знают, чему делаются причастниками». О, какое неразумие и какая странная мысль! Зачем же после этого ты и крестишь? Или для чего помазываешь миром?
Впрочем, латиняне, как известно, и не помазывают при крещении. Все это у них делается несогласно со Вселенской Церковью. Православный же сам, по вере, приводит младенца к Богу и через верного восприемника совершает обеты – и крещаемый младенец возрождается для Царства Небесного, и помазывается миром, и освящается, и, если умирает, наследует Царство Божие. Таким же образом пусть он приводится через верного и ко причащению, потому что оно дает жизнь вечную.
Как не возродившийся водою и Духом не может войти в Царство Небесное (см.: Ии. 3, 5), так и не идущий Плоти Сына Человеческого, по словам Самого Господа, и не пиющий Крови Его не внидет в живот вечный (см.: Ин. 6, 53).