О священнодействиях и таинствах церковных - стр. 29
Приняв таким образом благодать через священнодействия, он стоит перед купелью и, если достиг разумного возраста, сам держит свечу в знак и во славу Божественнейшего света. За младенца же свечу держит его восприемник.
Между тем церковные песнопевцы поют «Елицы во Христа крестистеся», а архиерей совершает еще и прочие молитвы: он молится о том, чтобы крещеный сохранил крещение нескверным и печать неизгладимой и чтобы пострижение послужило утверждению чувств его, и о многом другом во спасение его.
Потом, прославив Бога, радостно берет крещеного за руку и, в сопровождении восприемника составив лик, как бы сликовствуя и сорадуясь вместе с Ангелами, обходит три раза вокруг купели, радуясь о духовной Матери и о рожденном от нее силой Божественного Духа. При этом архиерей поет вместе с певчими «Елицы во Христа крестистеся».
Затем, когда певчие поют псалом Блажени, ихже оставишася беззакония (Пс. 31, 10), он, идя перед крещеным, приводит его к жертвеннику и там преподает ему великое и страшное причастие[26].
36. О том, что причащение Таин – венец крещения и миропомазания
В том-то и цель всех таинств, чтобы, освободившись от заблуждения и греховной нечистоты и став чистыми и запечатленными Христу в Святом Духе, мы причастились Плоти и Крови Самого Христа и тесно соединились с Ним. Об этом и устами пророка говорит Он: Вселюсь в них и буду ходить среди них (Лев. 26,12) и Сам об этом молится к Отцу, говоря: Чтобы они были едино, как и Мы (Ин. 17, \ \) w. Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20).
Потому что через таинства Господь будет с нами невидимым образом, пока не откроется… как Он есть — так говорит возлюбленный ученик Его (1 Ин. 3, 2). Ради этого Он и воплотился от Девы, чтобы соединиться с нами. Ради этого Он и распялся, и пролил за нас кровь, чтобы мы стали причастниками Его. И Святые Тайны в священнодействии Он преподал прежде Креста для того, чтобы быть с нами и чтобы мы были причастниками Его как теперь, так и в будущем веке. Он сделал это и для того, чтобы все мы стали общниками благ Его по Его желанию.
И Отец Его так возлюбил… мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3,16). А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные (Евр. 2, 14) именно ради того, чтобы мы имели общение с Ним. Потому что, как снова говорит возлюбленный ученик, Он есть истинный Бог и жизнь вечная (1 Ин. 5, 20). Ему – истинному Свету – слава во веки. Аминь.
Преподав крещеному причастие, возблагодарив Спасителя, сделав отпуст и благословив крещеного вместе с восприемником, архиерей отходит. Крещеный же возвращается домой, а перед ним идут со свечами, так как он стал уже сыном Света. Предшествующие ему поют «Елицы во Христа крестистеся», потому что крещеный облекся во Христа, и Христос изобразился в нем, и благодать Духа вселилась в него.