Размер шрифта
-
+

О священнодействиях и таинствах церковных - стр. 13

23. Что означают слова Христа никто, возложивший руку свою на плуг… (Лк. 9, 62)

И что же Он говорит некоему человеку, желавшему сделать распоряжения об остававшихся в его доме – о жене и прочих? Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лк. 9, 62). Эти слова означают вот что: «Ты начал возделывать не здешнюю землю, но перенес свой труд на небо, так что не будешь благоуспешен, если станешь обращаться к временному. Знай же, что меняешь Царство Небесное на дом твой и пребывающих в доме».

Итак, мы находим, что Господь и Сам жил по образу монашескому, и преподал его другим. И у апостолов была та же жизнь, потому и убеждал их Господь не иметь ни двух одежд, ни посоха, ни обуви и тому подобного, как это и подобает монахам. И не просто словами и молитвами укреплял их в этом деле (так же как и в отношении подвига проповеди), но и с благословением послал их и дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь (Мф. 10,1). Эти дары были не у одних лишь апостолов и не только в те времена, но и впоследствии у святых, и особенно у святых подвижников. А о существовании монашеского обряда и священнодействия от начала и при апостолах свидетельствует великий Дионисий, который описывает наряду с другими священными действиями и монашеское посвящение.

Таким образом, заблуждаются те, которые говорят, что монашеская жизнь возникла в более поздние времена, а не установлена Спасителем или Его апостолами. Нами уже показано, что именно Сам Христос Бог нам преподал это, а также и ученики Его. По преданию, от них берут свое начало и само священнодействие монашеского посвящения, и особые одежды, отличающие монахов от мирян. Об этом также упоминает божественный Дионисий.

В творениях святых отцов можно прочесть, что впоследствии монашеское одеяние было дано

Ангелом святому Пахомию. Это верно и справедливо: он получил от Ангела некоторые особые принадлежности монашеской одежды, которые должны были послужить символами высших вещей. Когда благочестие начало мало-помалу распространяться и преуспевать и церковных чиноположений стало больше, когда обряды литургии и крещения, чинопоследования и псалмопения получили благолепнейший вид усилиями святых мужей, которых в разное время воздвигал Святой Дух, тогда показано было Ангелом святому Пахомию то, что могло благоустроить и сделать благоприличнее также и монашеский чин.

А именно: более удобная, чем хитон, одежда, затем пояс и аналав[6], потом куколь[7] и паллий

Страница 13