Размер шрифта
-
+

О священнодействиях и таинствах церковных - стр. 14

, сандалии[9] и мантия – предметы, служащие символами священнейших вещей. Всего принадлежностей монашеского одеяния семь, как и одежд архиерея, и своим числом, по числу даров Святого Духа, они свидетельствуют о совершеннейшей жизни. Впрочем, об этом мы поговорим подробнее, когда предложим наставление о каждом из существующих таинств.

24. О том, что и таинство святого елея, или молитвомаслия, установлено Спасителем

Теперь надо сказать и о седьмом из таинств – о святом елее – как его установил Спаситель наш и Сам принял его – не ради Себя, но ради нас, точно так же как принял и прочие таинства. Скажем и о том, какую силу оно имеет.

Итак, Он установил это таинство, когда посылал учеников Своих по двое пред лицом Своим: они, как повествуется, пошли и проповедывали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли (Мк. 6,12–13). Видишь ли, что и елей этот, как и тайну покаяния, учредил Господь? Таким образом, освященный елей преподается кающимся, и исцеляет недугующих, и врачует не только тела, но и души. Об этом свидетельствует Иаков, брат Божий, говоря: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5, 14–15).

Здесь опровергается и еще одно мнение новомудрствующих латинян. Они говорят, что святой елей не должен быть преподаваем тем, у которых осталась надежда жизни, а только умирающим, потому будто бы, что он дает отпущение грехов. И тут они умствуют, как и во всем, вопреки словам апостольским. Ведь несмотря на то, что брат Господень вопиет: И восставит его Господь, – они говорят, что это таинство следует преподавать только тем, которые не могут восстать от болезни. Притом они ограничивают отпущение грехов действием одного только елея, хотя оно даруется также через всегдашнюю исповедь, соединенную с елеосвящением, когда бы оно ни совершалось, и с причащением Тела и Крови Христа и Бога нашего, если только христианин приступал к нему после покаяния.

А то, что Спаситель и Сам ради нас был помазан елеем, можно узнать из евангельского рассказа о некоей блуднице, которая помазала Его миром (см.: Лк. 7, 36–38). Она омыла слезами и помазала ноги Его и отерла их своими волосами. И это миро было поистине елеем покаяния, принесенным грешницей, которая и сама себя таким образом помазала – ведь она помазала свои волосы, – и получила отпущение многих грехов, как об этом ясно свидетельствует Евангелие.

Страница 14