Размер шрифта
-
+

О священнодействиях и таинствах церковных - стр. 12

(Мф. 19, 29). А эти слова очевидным образом указывают на жизнь монашескую.

Конечно, все эти слова Христовы остаются справедливыми и для мучеников, потому что многие из них, оставив все, умерли ради Него. Но смысл их раскрывается и в жизни монашеской, которую вел и Сам Спаситель, и ученики Его. Христос жил в девстве и нищете; будучи богат, обнищал ради нас, дабы мы обогатились Его нищетою (2 Кор. 8, 9). Он подвизался в молитве на горе и был послушен Отцу даже до смерти Крестной, творя не Свою волю, но пославшего Его Отца, что и исполнил даже до страдания. Он сказал: Впрочем не Моя воля (то есть воля плоти), но Твоя да будет (Лк. 22, 42), то есть да будет единая Божественная воля Отца и Его.

И в другом месте, призывая к жизни монашеской, Христос говорит: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10, 37); кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником (Лк. 14,33). И одному юноше говорит Он: Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф. 19, 21) – что уже относится не к мученичеству, а к монашеской жизни.

А что говорит Законоположник, повелевший: Почитай отца твоего и матерь твою (Втор. 5, 16), тому, кто просил позволить прежде похоронить отца? Возводя нас к высшему совершенству, к богоподобной жизни монашеской, Он увещевает ради этого оставлять даже родителей, даже в важнейших обстоятельствах жизни. Почему? Потому что сотворивший нас Бог должен быть предпочтен всему. И если мы решаемся жить только для Него и в Нем, то нам уже не следует томиться беспокойством о ближних по плоти. Будучи Промыслителем о нас и о наших родственниках, Он – если мы следуем Ему чисто и искренне – сделает нас равными Ангелам, у которых нет никаких пристрастий, а лишь одна преисполненная самоотвержения любовь. О тех же, кого мы оставили ради Него, Он будет Сам заботиться, благодетельствуя им через других.

22. Что означают слова Христа предоставь мертвым погребать своих мертвецов (Лк. 9, 60)

Потому-то и удержал Он вопрошавшего, сказав: Предоставь мертвым погребать своих мертвецов (Лк. 9,60). Господь возводил его к нетленному веку и поставил рядом с бессмертными Ангелами по силе его пламенной ревности. «Ты не мертв, – говорит Он, – а потому не заботься о мертвых останках родителей».

23. Что означают слова Христа никто, возложивший руку свою на плуг… (Лк. 9, 62)

И что же Он говорит некоему человеку, желавшему сделать распоряжения об остававшихся в его доме – о жене и прочих?

Страница 12