О храме Божием и о служащих в нем - стр. 2
Однако не все могут постичь своим умом смысл совершаемого, поэтому многие остаются в недоумении и доискиваются объяснения обрядов. Во всяком случае, то, что совершается в Церкви, превышает всякое понимание, и не только ум человеческий, но даже ангельский не был бы достаточно силен для того, чтобы научить, как совершилось воплощение, как совершается общение с Богом или что в этом отношении проповедует и приводит в действие Церковь. Однако Бог не попустил нам оставаться в совершенном неведении о Своих действиях, но дал нам возможность познавать, сколько возможно, и по мере искания находить и приобретать знание о Своих делах, так как все это совершается ради нас.
Итак, сколько мы могли узнать и сколько дано нам, худшим и смиренным, мы, собрав сведения большей частью из отцов, с любовью отвечаем вам на то, о чем вы нас вопросили, считая нас за нечто. У нас не новое что-либо по сравнению с тем, что нам передано, и мы не изменили того, что приняли, но соблюли это, как и Символ веры, почему и совершаем литургию так, как предано Самим Спасителем, и апостолами, и отцами. Как Господь некогда священнодействовал со Своими учениками, преломив хлеб и дав им, а также и чашу, так и теперь поступает Церковь, когда священнодействует и приобщает епископ с иереями или иерей с прочими. Об этом свидетельствует и преемник апостольский – я говорю о священном Дионисии[3], учащий священнодействовать так, как священнодействуем мы. И богоглаголивые Василий и Златоуст, подробно изложившие чин тайноводства, заповедали так совершать, как совершает наша Церковь, о чем свидетельствуют молитвы их при священнодействии, указывающие на первый и второй Вход, равно как и на прочие части службы священного таинства.
И о священном храме предали отцы, что он не для всех доступен, но достоин благоговения, особенно же страшный жертвенник. Известно, что они изгоняли вон оглашенных, а святой Амвросий[4] изгнал из храма и из алтаря царя Феодосия. Святой Григорий Двоеслов свидетельствует не только о том, что жертва приносится под видом квасного хлеба, но и особенным благоговением чтит святые храмы, не позволяя погребать в них даже останки их основателей. И великий Исидор Пелусиот, один из древних отцов, во многих из своих посланий сообщает весьма ясные сведения о чине литургии, содержимом у нас. А богомудрый Максим[5] полностью излагает священнодействие литургии, как совершается оно и нашей Церковью, и изъясняет значение того, что совершается во время нее. Получив помощь этих отцов, а о некотором получив сведения от своих предшественников, мы пишем вам, возлагая упование на благодать Божию.