О храме Божием и о служащих в нем - стр. 6
Чин же пресвитера называется совершительным, так как имеет только совершительную благодать для священнодействий, а не сообщительную, потому что он крестит и священнодействует, но не может ни рукополагать, ни поставлять другого священника или кого-либо из принадлежащих к священному чину.
А чин диакона называется служебным, так как назначение его – служить, и он не может ничего совершать без священника, что свойственно последнему ангельскому чину.
Каждый из священнослужителей, принадлежа к одному из этих трех чинов, облачается и одеждами, сообразными чину. Так, диакон надевает одежды, изображающие ангельский чин; пресвитер облачается и в них, так как, прежде чем стать священником, он получил дарование диакона[16], и в свойственные совершительной благодати, на которую указывает епитрахиль; архиерей же надевает также еще и омофор, который символизирует воплощенного Сына Божия. Поэтому, облекаясь в свои священные одеяния, и диакон, и священник, и архиерей прежде всего облачаются в стихарь.
Стихарь изображает светлую одежду Ангелов, поскольку Ангелы часто являлись облеченными в светлую одежду[17]: так, Ангел, явившийся на гробе Спасителя, был облечен в белые ризы. Стихарь означает также чистоту и безукоризненность жизни тех, кто его носит (за эту чистоту иерей и удостаивается благодати священства); означает он также и Божественное озарение, которое подает верным диакон посредством Евангелия и других чтений. Об этом он и свидетельствует, говоря при облачении в стихарь: «Возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения» и прочее.
И диакон, имея, как сказано, ангельский чин, облекается им, а на плечах носит так называемый орарь.
Орарь символизирует крылья, указывая на невещественность и духовную природу ангельского чина.
В подражание Херувимам, закрывающим свои лица, и диакон также, опоясываясь, как бы покрывается им, когда приступает к причастию. То же символизирует и надпись на ораре: «Свят, свят, свят», указывающая на служебный чин святых Ангелов[18].
Архиерейский стихарь имеет на себе нисходящие сверху так называемые «источники»[19], означающие благодать учительства, пребывающую в архиерее, и одновременно символизирующие разнообразие принадлежащих ему вышних дарований, изливаемых на всех через него. И между Ангелами не все принадлежат к одному и тому же чину, но и там есть учителя и раздаятели просвещения для низших. Название же источников основано на словах Спасителя в Евангелии: