О храме Божием и о служащих в нем - стр. 4
Престол делается из камня[9], потому что изображает Христа, Который есть камень, основание наше и глава угла и камень краеугольный, а также и потому, что этот престол предызображен был в древности камнем, напоившим древнего Израиля. Ныне он вновь напаяет нас, источая нам не воду, а потоки жизни вечной – животворящую кровь Слова. Священное сопрестолие[10] напоминает о Воплощенном Слове, сидящем на небесах одесную Отца.
Ступени означают чин и восхождение каждого из освящаемых людей и Ангелов.
Архиерей изображает Иисуса.
Его же изображает и святое Евангелие, зримое на престоле, и крест, указующий на Его жертву.
Под престолом полагаются священные останки мучеников, потому что они постоянно соприсутствуют душами Христу, великому Свидетелю[12] Отца. С другой стороны, жертвенник имеет в них как бы свое основание, так как Церковь утверждена прежде всего на Крови Христовой, а потом, через нее, и на крови мучеников.
Помазуется престол святым миром, во-первых, потому что исполнен действия Духа, а во-вторых, потому что на нем священнодействуется Живое Миро.
Покрыт он и украшен покровами, потому что то, что находится на нем, также незримо и не для всех доступно.
Он делается возвышенным и украшается, потому что является Престолом Божиим.
Поэтому чины, имеющие право входить в алтарь, символизируют премирные силы.
А каждение, начинающееся от жертвенника, изображает распростирающуюся всюду благоуханную благодать Духа.
Посредством же возжигаемых светильников – присущее святым непрестанное озарение от Духа. Итак, вот что символизируется в церкви алтарем.
Весь же остальной храм изображает или, как мы сказали прежде, этот земной мир, или видимое небо, потому что, когда мы совершаем перед храмом молитвы, то он для нас является небом, как мы сказали, и раем эдемским.
Потому-то в священных обителях и ограждают храмы некоторыми завесами во время пения, совершаемого вне храма, а при входе в храм отдергивают их, выражая тем, что Христос снизошел ради нас и, разорив средостение преграды и дав мир, возвел нас на небо (поэтому впадшие во грехи не дерзают входить внутрь храма), и, совершая чин обновления