О храме Божием и о служащих в нем - стр. 1
Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви
Текст с незначительными изменениями приводится по изданию: Писания святых отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. III: Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. Толкование о Божественном храме и о служащих в нем священниках, диаконах и архиереях, о священных одеждах, в какие каждый из них облачается, а также и о Божественных тайнодействиях, объясняющее смысл каждого из священнодействий, совершаемых в храме, посланное вопрошавшим благочестивым христианам Крита. СПб., 1857.
© Издательство «Сибирская Благозвонница», оформление, 2016
О Храме Божием и о служащих в нем священниках, диаконах и архиереях, о священных одеждах, в какие каждый из них облачается, а также и о божественных тайно действиях; объяснение смысла каждого из священнодействий, совершаемых в Храме, посланное вопрошавшим благочестивым христианам Крита.
Святитель Симеон Солунский
Подвигнутые Божественной любовью к исследованию того, что означают обряды священнодействий, совершаемых во время Божественных служб, и какое значение имеют священные облачения, с любовью примите и наши посильные об этом ответы, которые мы даем, также ободряясь любовью Духа, памятуя в особенности величайшее из дел Самосущей Любви – Бога, Который, как написано, так возлюбил нас, что отдал за нас Сына Своего Единородного (Ин. 3, 16). Этот Единородный Сын Божий пришел с любовью и, везде сый, вселился в нас, Младенцем рожден был от Девы, прошел все возрасты, чтобы я всецело очистился и принял освящение через Его дела и учение. Наконец Он Самого Себя предал мне в причастие.
После соединения со мною в начатках естества, принятых Им от Девы, нужно было, чтобы соединение сделалось действенным и распространилось на всех верующих, потому что в этом-то и состоит тайна моего воссоздания и оживотворения. Если не будете есть Плоти Сына Человеческого, – говорит Он, – и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53) и: Я живу… и ядущий Меня жить будет Мною (Ин. 6, 57). И это, по благости Своей, совершил Он через таинства.
Так, именно в Крещении Он возрождает нас, даруя и нам свое бесстрастное рождение, а чрез возложение рук и дуновение влагает благодать мира.
А это миро есть Сам Он, по слову Писания: Имя твое – как разлитое миро (Песн. 1, 2), – Сам помазавший Себя как Бог и помазанный как человек. Посему, помазуя и нас по благости Своей, Он сообщает нам благоуханную и живую силу Духа. Третий и величайший из всех Своих даров дает Он нам, делая нас причастниками Себя Самого, что ясно выразил при установлении таинств[2], – потому что, взяв хлеб и священнодействовав над ним, а также и чашу, о первом сказал: Сие есть Тело Мое (Мф. 26, 26), а о другой: Сие есть Кровь Моя (Мф. 26, 28). И не только священнодействовал, но и призвал к причастию: Приимите, ядите, – говорил. – Пейте из нее все (Мф. 26, 26–27). И тогда Он не только Сам совершил это священнодействие, но заповедал через Своих служителей всегда совершать его: Сие творите, – сказал Он, – в Мое воспоминание (Лк. 22, 19).
И поистине, как это премудро! Сам Он вполне приобщился нам плотью и кровью и, пребывая неизменно Богом, явился подобным нам человеком; совершил же Он это для того, чтобы сделать нас причастниками Его Божества. Именно для этого Он, Вездесущий, Божественнейшим и неизреченным способом соединил Себя с тем, чем мы питаемся и напаяемся, и, Всемогущий, Своей Божественной силой претворяет хлеб и чашу в Тело и Кровь. Через них Он срастворяется и соединяется с нами и, как Солнце правды, осиявает нас, подавая нам озарение по мере нашей чистоты. Однако действует Он не только как солнце, распростирая только Свои лучи, но и нечистое очищает и делает способным к принятию света.
Итак, поскольку таково таинство священнодействия литургии и так как оно составляет конечную цель вочеловечения Божия (через него мы становимся причастниками Божиими и приемлем, по благодати, обожение), то и Церковь Христова прилагает величайшее и Божественное о нем попечение. Она непрерывно совершает то, что приняла от начала, и посредством священных обрядов, имеющих внутренний смысл, учит тому, что превышает разумение. Самые видимые действия, совершаемые во время литургии, приобрели столь великую славу, что для всех составляют предмет удивления.