Размер шрифта
-
+

О Боге – Cпасителе мира - стр. 12

(2 Фес. 2, 13), то есть через освящение Духа и веру истине. Поэтому и добродетели христианские: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание – называются плодами духовными. Святой Дух подкрепляет нас в немощах наших, ходатайствует за нас воздыханиями неизглаголанными (Рим. 8, 26), и все водимые Духом Божиим суть сыны Божии (Рим. 8, 14).

Святой апостол Иоанн Богослов прямо усвояет дело спасения Сыну Божию, свидетельствуя: Мы видехом и свидетелствуем, яко Отец посла Сына Спасителя миру (1 Ин. 4, 14).

Почему же совершение нашего спасения является делом именно Сына, а не Отца или Святого Духа, хотя Они участвовали в этом великом деле? Это тайна, на которую Божественное Откровение не дает нам прямого ответа. Однако святые отцы и учители Церкви, руководствуясь тем, что открыто нам в слове Божием о Божеских Лицах и о деле нашего искупления, до некоторой степени приоткрывают нам эту тайну. Так, святой преподобный Иоанн Дамаскин, указывая на личное свойство Сына (рождение) и утверждая, что личные свойства Божественных Ипостасей неподвижны, то есть не передаются от одного Лица к другому, говорит: «Поэтому Сын Божий и делается Сыном человека [рождается] для того, чтобы свойство осталось неподвижным. Ибо, будучи Сыном Божиим, Он сделался Сыном человека, воплотившись от Святой Девы и не лишившись сыновнего свойства [то есть рождения]».

Святитель Афанасий Великий, приведя изречение апостола: подобаше бо Ему, Егоже ради всяческая и Имже всяческая, приведшу многи сыны в славу, началника спасения их страданьми совершити (Евр. 2, 10), делает замечание: «Эти слова означают, что не другому приличествовало избавить людей от происшедшей порчи, как Богу Слову, Тому Самому, Который сотворил их в начале».

Сын Божий, как вечное Слово, возвестил нам о Боге. «Иначе, – пишет святитель Ириней, – мы бы не могли научиться, что свойственно Богу, если бы Учитель наш, Ипостасное Слово, не соделался человеком: не другой кто мог возвестить нам об Отце, как только Его собственное Слово».

Святитель Афанасий Великий учит, что «Всесвятый Сын Отца, как Отчий Образ, пришел в наши страны, чтобы обновить человека, созданного по сему образу». Разъясняя далее, что дело спасения человека есть восстановление в нем образа Божия и что это дело не могло совершиться через людей, потому что они сами сотворены по образу, не могло совершиться и через Ангелов, потому что и они не образы, святой отец говорит: «Посему-то Божие Слово пришло самолично, чтобы Ему, как

Отчему Образу, можно было воссоздать по образу (разумеется Божию) сотворенного человека».

Страница 12