О Боге – Cпасителе мира - стр. 13
Отчему Образу, можно было воссоздать по образу (разумеется Божию) сотворенного человека».
Во всем этом ясно раскрывается мудрое соответствие всех действий Божиих. Как сотворил все Отец через Сына в Духе Святом, как промышляет о всем через Сына же в Духе Святом, так и воссоздать нас благоволил через Того же Самого Сына в Духе Святом.
Сущность дела спасения, или искупление человека
Понять всю глубину тайны нашего спасения, раскрыть сущность искупительного подвига Христова для ограниченного человеческого разума невозможно: даже Ангелы, которые «крепостию и силою больше» нас, по слову апостола, только желают, пытаются проникнуть в эту тайну (1 Пет. 1, 12). Поэтому человеческий разум только отчасти может приоткрыть завесу, скрывающую эту тайну.
Человек своим грехом, то есть преступлением заповеди Божией, тяжко оскорбил бесконечно всеблагого и беспредельно правосудного Бога и навлек на себя Его гнев и осуждение. Он разорвал свой союз с Богом, в основе которого лежала любовь Божия, ибо не может быть общения свету ко тьме и правде к беззаконию.
Дело спасения заключает в себе две стороны, неразрывно связанные между собой: сторону объективную, или восстановление союза Бога с человеком, и сторону субъективную – восстановление союза человека с Богом. Что же нужно было сделать, чтобы восстановить этот двухсторонний союз?
Бог по существу Своему есть Любовь: Бог любы́ есть (1 Ин. 4, 16), но любовь справедливая, праведная. Грех человека стеснил проявление к нему любви Божией, он явился преградой для излияния этой любви во всей ее полноте, подобно тому как облака являются преградой для излияния на землю всей полноты тепла и света солнечного. Правда, и до акта спасения Бог не оставлял падшее человечество без Своего попечения, о чем свидетельствует вся история иудейства и язычества, но это была любовь отца к непослушному, блудному сыну: этой любви недоставало полноты действительного внутреннего общения. Очевидно, что нужно было устранить эту преграду, истребить грех в природе человека, преобразить его внутренний мир, возродить человека к новой жизни. Ради Своей правды Бог требует от человека свободы от грехов, ибо любовь Божия не может принять в общение с Собой грешников, пока они не очистились от грехов. И средством или источником этого очищения и является Христос, согласно слову апостола: Кровь Иисуса Христа Сына Его очищает нас от всякаго греха (1 Ин. 1, 7).
Жизнь и смерть Иисуса Христа были полным отрицанием, изглаждением греха, ибо Христос Сам не сотворил греха и зараза греха не коснулась Его души. Для очищения же грехов людских Христос Спаситель, по словам апостола, должен был во всем уподобиться братьям (Евр. 2, 17-18). И Он действительно во всем, кроме греха, уподобился нам.