Размер шрифта
-
+

Непрерывное восхождение. Том 2, часть 1. Сборник, посвященный 90-летию со дня рождения П. Ф. Беликова. Письма Г. В. Маховой (1934-1936). Письма (1938-1975) - стр. 29

«Хлебу насущному», добытому в поте лица, я бы тоже не отвел такого главного места. Добывать себе хлеб – это условие, в которое поставлены все живущие на земле твари. Добывать хлеб своими руками – значит уметь самостоятельно, без помощи других в этих земных условиях жить. Добыча хлеба – фон, на котором вся земная жизнь происходит. Другие задачи поставлены перед человечеством, но они должны быть выполнены в этих условиях – самостоятельной добычи себе хлеба. Условия, конечно, должны быть соблюдены, но смешивать условия с задачей нельзя. Первое – белая пустая канва, второе – узор, который по этой канве должен быть выведен. Как можно проще следовало бы смотреть на добычу хлеба и по возможности облегчить его добывание. Погоня за хлебом много зла натворила. Одни его употребляют в пищу густо намазанным с двух сторон сливочным маслом, другие же черствые корки сосут. У одних гниют незаполненные запасы канвы, другие должны обрывать свой узор из-за ее недостатка. А главное-то и есть узор, творчество – но без канвы его не может быть. Неправильно Вы меня поняли, когда я говорил о «часе своем». «Своим часом» или назначением я не могу признать тот способ, которым добывается мною хлеб насущный. Влияние на окружающую людей обстановку не есть выполнение назначения. Архитекторы, строящие небоскребы, инженеры, изобретающие различные машины, и другие тому подобные люди, нашедшие на земле «свое дело», ошибаются, если думают, что этим «своим делом» они выполняют свое назначение. Назначение человеков выше должно стоять. Уметь переделывать себя и себе подобных к лучшему – значит исполнять назначение, достойное человека. Многие говорят о вечной жизни, но готовят к этой вечной жизни различные машины, элеваторы, автомобили и т. п., а не сынов человеческих, хотя и имеют возможность делать последнее. Знаете – в Евангелии, когда Христос впервые увидел своих будущих учеников вытягивающими сети с рыбой, Он им сказал – идите за мною, впредь вы будете ловить человеков. В одной восточной книге сказано про Христа: «Тридцать лет ходил Он, повторяя, чтоб отдать тем, кто не примет. Учение Будды, Зороастра и старые сказания Вед узнавал Он на скрещениях путей. <…> Он хотел знать решение, но азбука Его не привлекала. “Не там люди живут. Как могу прекратить губительную бурю? Как могу открыть небо людям?” “Почему они оторваны от Бытия вечного, к которому принадлежат?” <…> Мы знали многое, Он же мог все».[42] Так записано о Христе Его восточными учителями. Не в пример им – мы мало знаем, но столько все-таки знать должны, что «не хлебом единым жив человек» и не аэропланами небо открывается. Ключи к сердцам человеческим надо иметь, дабы пользу приносить человечеству. Познание самих себя тоже еще не все открывает, зная свои недостатки, что правильнее делать – строить свои идеалы, согласуясь со своими слабостями, или строить идеалы, которые должны способствовать уничтожению этих слабостей? Последнее опять-таки вернее. Не истину следует к себе приспосабливать, а наоборот – себя переделывать по идеалам истины. Не так-то просто с «часом своим» дело обстоит, и ненайденным он у большинства людей остается. <…>

Страница 29