Размер шрифта
-
+

Непрерывное восхождение. Том 2, часть 1. Сборник, посвященный 90-летию со дня рождения П. Ф. Беликова. Письма Г. В. Маховой (1934-1936). Письма (1938-1975)

1

Листы Сада Мории. Озарение. Ч. II, VIII, 2.

2

См. напр.: Листы Сада Мории. Озарение. Ч. II, X, 4.

3

Институт Гималайских исследований «Урусвати» основан Н. К. Рерихом в 1928 г., расположен в долине Кулу, в Гималаях (Индия).

4

В начале 1930-х годов Н. К. Рерих состоял в переписке с проживающими в Эстонии: поэтом А. Раннитом, художником А. Д. Кайгородовым, писателем В. Е. Гущиком, поэтом И. Северяниным, художником и заведующим керамическими мастерскими Школы Императорского Общества Поощрения Художеств Н. Роотом.

5

Вселенские Соборы – съезды высшего духовенства Христианской церкви, первый из которых состоялся в 325 г. н.э. (Никейский Вселенский Собор).

6

«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Матфей, 5:9–10).

7

«Кто может вместить, да вместит» (Матфей, 19:20).

8

Цитата из апокрифического Евангелия, записанного Климентом Александрийским («Строматы», III, XII, 92). См. также: Мережковский Д. Иисус Неизвестный. Т. I. Ч. II, «Утаенная жизнь», XXVI и «Его лицо (в Евангелии)», XXI (Белград, 1932).

9

Великая Матерь / Рерих Н. К. Твердыня пламенная. Париж, 1932.

10

Отрывок из стихотворения И. В. Гете «Блаженное томление».

11

Сыренец (ныне Васькнарва) – деревня в Эстонии.

12

Евве – диалектизм, используемый русским населением для обозначения г. Йыхви (Jõhvi).

13

Ревель – историческое название Таллинна до 1917 г.

14

Еввеское общество – круг знакомых старшей сестры Г. В. Маховой Валентины Васильевны Яласто.

15

«Eesti Siid» («Эстонский шелк») – ткацкая фабрика, на которой в начале 30-х годов XX века работал П. Ф. Беликов.

16

Путь твердый / Рерих Н. К. Держава Света. Southbury, 1931.

17

Беспредельность, 84.

18

Листы Сада Мории. Озарение. Ч. II, V, 5.

19

Упанишады (санскр. – «сокровенное знание») – заключительная часть вед, основа многих религиозно-философских систем Индии. См.: Художники жизни / Рерих Н. К. Твердыня пламенная.

20

«Пусть формы его будут даже чудовищны, пусть на задворках из лучинок солнце делают, но кипучий поток пробьется через стены материи». См.: Листы Сада Мории. Озарение. Ч. II, VI, 1.

21

Агни Йога, 122.

22

«Путник, не преграждай путь себе!» См.: Сердце, 160.

23

Листы Сада Мории. Озарение Ч. II, V, 11.

24

Радж-Раджесвари (Радж-Раджешвари) – Великая Владычица, эпитет Дурги, или Лакшми, или любой другой богини, являющейся персонификацией женской энергии божества (шакти).

25

Иоанн, 1:1.

26

«Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Матфей, 11:15).

27

Листы Сада Мории. Озарение. Ч. II, III, 19.

28

Община, 43.

29

См.: Черта необходимости / Криптограммы Востока. Париж, 1929. С. 29.

30

Спиноза / Рерих Н. К. Твердыня пламенная.

31

Юрьев – название г. Тарту в XI–XIII вв. и с 1893 по 1919 гг.

32

Сутра (санскр., букв. – «нить») – в древнеиндийской литературе религиозно-философские тексты, отличающиеся афористичностью, а также свод таких текстов.

33

Маха Бодхи / Рерих Н. К. Твердыня пламенная.

34

Листы Сада Мории. Озарение. Ч. II, V, 5.

35

Там же, VIII, 2.

36

Агни Йога, 91.

37

Беспредельность, 193.

38

Крона – денежная единица в Эстонии, равная 100 центам.

39

В 1935 г. П. Ф. Беликов находился в санатории в пригороде Таллинна, где лечил ослабленные работой на ткацкой фабрике легкие.

40

См.: Сопротивление злу / Рерих Н. К. Твердыня пламенная.

41

Огонь претворяющий / Рерих Н. К. Твердыня пламенная.

42

Хождение Христа / Криптограммы Востока. С. 42.

43

В 1935–36 гг. в Абиссинии (неофициальное название Эфиопии) шла итало-эфиопская война, развязанная итальянским диктатором Б. Муссолини.

44

Бальмонт К. Лебедь.

45

Любовь Непобедимая / Рерих Н. К. Держава Света.

46

Матфей, 22:32.

47

См.: Второзаконие, 30:11–14, 19.

48

См. стихотворение Н. Гумилева «Одержимый».

49

Речь идет о картине Н. К. Рериха «Sancta Protectrix» («Мадонна Защитница») (1933).

50

Русский Литературный Кружок – общественная организация, официально зарегистрированная в Таллинне в 1899 г. В 30-е гг. ХХ века П. Ф. Беликов принимал активное участие в его работе.

51

Пути Благословения / Рерих Н. К. Пути Благословения. New York, 1924.

52

Пламя / Рерих Н. К. Пути Благословения.

53

«Я есмь Путь и Истина и Жизнь» (Иоанн, 14:6).

54

Ямбург – название г. Кингисепп (Ленинградская обл.) до 1922 г.

55

Гунгербург – название г. Нарва-Йыэсуу (Усть-Нарва) до 1917 г., курорт в Эстонии.

56

Гапсаль – название г. Хаапсалу до 1917 г., курорт в Эстонии.

57

Отец П. Ф. Беликова умер от кровоизлияния, связанного с болезнью органов пищеварения.

58

Агни Йога, 91.

59

Письмо П. Ф. Беликова З. Г. Фосдик от 14 ноября 1968 г.: «…Относительно термина “игниридовые растения” я просмотрел все словари (в том числе ботанический атлас и англо-русские ботанические), но перевода с одного языка на другой нет, вернее, нет даже такого термина в русском языке. Сам корень – латинский (Игни – огонь). Не исключено, что Е. И. ввела этот термин как объединяющее понятие об огненосных растениях, и в эту группу могут входить растения различных групп общепринятой классификации. В свое время я переписывался с Клизовским (когда он работал над своей книгой и задавал много вопросов Е. И.) и спрашивал от него, какие растения можно отнести к игниридовым. Он ответил, что полынь, мяту, валериан, т. е. заключающие в себе огненность. <…> Помимо указанных, к этой группе относятся, конечно, и Гималайские Балю и Мору, возможно, и все семейство рододендро[но]вых, т. к. последние относятся к вересковым, а вереск богат огненностью».

60

Листы Сада Мории. Озарение. Ч. III, IV, 8.

61

Дневниковые записи Е. И. Рерих с текстами Учения Живой Этики датируются 1920–1937 гг. Первые книги («Листы Сада Мории» и «Община») были изданы в 1924–1927 гг., последующие книги, входящие в серию «Знаки Агни Йоги», публиковались в 1929–1937 гг.

62

Подразумеваются Музей Николая Рериха, Мастер-Институт Объединенных Искусств и другие учреждения культуры, основанные Н. К. Рерихом в США.

63

Эстонский инициативный комитет Пакта Рериха и Знамени Мира.

64

«Päevaleht» – эстонская газета, существует по сей день.

65

Рерих Н. К. Священный Дозор. Харбин, 1934.

66

Имеется в виду двухтомное издание: «Письма Елены Рерих» (1929–1938). Рига, 1940.

67

Статья «Об идеологии творчества Н. К. Рериха» впервые опубликована в сборнике «Непрерывное восхождение». Т. I. М., 2001. С. 223–242.

68

Институт востоковедения АН СССР, где после возвращения в Советский Союз в 1957–1960 гг. работал Ю. Н. Рерих.

69

Статья П. Ф. Беликова «Об идеологии творчества Н. К. Рериха».

70

Выставка произведений академика живописи Н. К. Рериха проходила в Москве (апрель 1958 г.), в Риге (июнь 1958 г.), в Ленинграде (август 1958 г.).

71

Вероятно, имеется в виду монография: Рерих Ю. Н. Тибетский язык. М., 1961.

72

Журнал «Советский Союз». 1959. № 10.

73

Речь идет о неопубликованной работе П. Ф. Беликова «Основные проблемы восточной философии и диалектический материализм. Опыт сравнительного изучения».

74

В 1960 году с 11 мая по 2 июня в Москве в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина прошла выставка С. Н. Рериха (129 картин). Эта же выставка открылась в Ленинграде в Государственном Эрмитаже 12 июня 1960 г.

75

«Основные проблемы восточной философии и диалектический материализм. Опыт сравнительного изучения».

76

Франк Ф. Философия науки. Связь между наукой и философией. М., 1960.

77

Веданта (завершение Вед) – одна из шести философских систем Индии, берущая начало в учениях Упанишад, традиционно считающихся пояснениями к Ведам.

78

Имеется в виду монография: Князева В. П. Николай Константинович Рерих (1874–1947). Л.-М.: Искусство, 1963.

79

Прах Ю. Н. Рериха был разделен на две части. Половину С. Н. Рерих взял в Индию, вторая половина захоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.

80

Планировалось строительство отдельного здания для Мемориального музея семьи Рерихов в Наггаре.

81

Речь идет о книге «Основы Буддизма», собранной Е. И. Рерих и опубликованной без указания автора в 1926 г. в Монголии. Переиздание ее под псевдонимом Наталья Рокотова состоялось в Риге в 1940 г.

82

Имеется в виду доктор Гаральд Феликсович Лукин.

83

Сердоболь – название г. Сортавала до 1918 г.

84

В 1906–1918 гг. Н. К. Рерих был директором Школы Императорского Общества Поощрения Художеств в Петербурге.

85

24 марта 1920 г. в Лондоне Еленой Ивановной Рерих было записано знаменательное наставление своего Духовного Учителя, ставшее первыми строками первой книги Учения Живой Этики.

86

Речь идет о II главе работы П. Ф. Беликова «Рерих-мыслитель». Эта работа (210 машинописных страниц), состоящая из пяти глав: «Философия», «Жизнь», «Сущее», «Явленное», «Сокровенное» (глава осталась ненаписанной), не завершена.

87

Рерих Н. К. Собрание сочинений. М.: Изд-во И. Д. Сытина, 1914.

88

Рерих Н. К. Цветы Мории. Сб. стихотворений. Берлин: Слово, 1921.

89

«Девассари Абунту» и «Заповедь Гайятри» были опубликованы в сборнике: Рерих Н. К. Сказки и притчи. Пг., 1916.

90

Имеются в виду очерки Н. К. Рериха «Листы дневника».

91

В журнале «Октябрь» (1958, № 10) состоялась публикация 25 очерков Н. К. Рериха с комментариями Н. Г. Прокофьевой и Ю. Н. Рериха и статьи Н. Соколовой «Николай Рерих».

92

Выступления и беседы С. Н. Рериха в июне 1960 г. состоялись в Эрмитаже, где проходила персональная выставка картин С. Н. Рериха, в Доме кино, во Всесоюзном географическом обществе. Запись и расшифровку стенограмм этих выступлений делала К. А. Молчанова.

93

В Ленинграде выставка С. Н. Рериха открылась 12 июня 1960 г. в Эрмитаже.

94

Далее следует список статей Н. К. Рериха из архивов П. Ф. Беликова, И. М. Богдановой, ЦГАЛИ, а также перечень статей, опубликованных издательством Сытина в 1914 г. и в журнале «Октябрь» (1958, № 10) – всего 108 очерков.

95

Рерих Н. К. Нерушимое. Рига: Угунс, 1936.

96

Юрий Николаевич Рерих ушел из жизни 21 мая 1960 г. в Москве.

Страница notes