Размер шрифта
-
+

На обочине - стр. 48

– До недавнего времени ничего худого про наших прихожан не слышал, а как все взбаламутили паны, тут и началось богохульство. Песнями меня вчера встретил твой благоверный на улице, – обратился он к Меланье. – Кому пост, а кому святки.

– И не говорите, батюшка! – она развела руками. – Что мне с ним делать-то? Ума не приложу.

– Может, вы их, батюшка, вразумите? – взмолилась Авдотья. – Чай они живые и бога боятся.

– Если встречу, обязательно вразумлю. Да больно уж соблазн велик, – пристально взглянул на нее батюшка. – Со двора бы чего пропивать не стали. Тогда всему конец!

Мария молча опустила глаза, ей было стыдно признаваться, что ее муж уже опустился до такого состояния.

– Век бы его не видала, – запричитала Меланья. – Хоть бы околел где-нибудь, прости господи!

– Пустого не мели, – отрезал отец Дионисий. – Он все-таки муж тебе, а не чужой. Он не дурак, отец у него и братья – люди известные, а водка – она губит человека. Хоть и велик его грех перед Господом, но надо спасать его.

– Правильно говорите, батюшка, – согласно закивала Авдотья.

– Да сколько же еще из-за него, паскудного, мне слезы проливать? Ничто ему, пьянице, ни в прок, ни в толк не идет, – не унималась Меланья.

Помрачнел отец Дионисий, в задумчивости скребя пальцем бороду, не упреки и не жалобы хотел бы он услышать от прихожан.

– А вот послушайте-ка меня, – тихим, но твердым голосом произнес батюшка, обращаясь к женщинам. – Вот что я вам скажу: сходите вы к голове казачьей общины и пожалуйтесь. Он ведь на ваших мужей управу в два счета найдет. Прикажет – и выпорют антихристов. Правда, скажу я вам, некоторые сразу понимают, чего от них требуют, а других по нескольку раз порют, и все без толку. Вон Степана Гнатюка пан Миклашевский частенько порет, однако все зря: тот как пил, так и пьет. А вот Ханенко своих пьяниц жалует. Так что на своего Ерему ты, Авдотья, управу вряд ли найдешь.

– Так чего ж их не жаловать, когда доход ему приносят, – робко проговорила Мария.

– Кому доход, а кому страдания! – возмутилась Авдотья.

– Я был против кабаков в нашем селе. Так они их подальше от церкви поставили. Завтра я обязательно поговорю с головой, предложу создать в нашем селе общество трезвости.

– Это что такое? – удивилась Меланья.

– Это такое общество, в котором борются с пьянством. Только для его организации нужно общий сход собрать, который должен решить, как дальше жить в селе казакам и крестьянам.

С благословения батюшки Меланья, Мария и Авдотья пошли к дому головы, который жил неподалеку. Григорий Долгаль только запряг лошадь и собирался уже выехать из-за ограды.

Страница 48