«Молитва – главное дело в духовной жизни…» Валаамский старец схиигумен Иоанн (Алексеев) - стр. 10
Местность вокруг усадьбы очень напоминала валаамский пейзаж. Озера, смешанный лес, каменистые берега, чистый воздух и удаленность от больших поселений – все это было большим плюсом для нового места. Сообщение с внешним миром осуществлялось в основном по воде – хорошей шоссейной дороги вначале не было. Прекрасная природа, напоминавшая Старый Валаам, помогала переселенцам свыкнуться с переменами и поднимала настроение в трудную минуту. Все валаамцы трепетно и с любовью относились к природе. Схиигумен Иоанн тоже не был исключением, и часто в письмах делился своими мыслями о природе. Особенность его отношения к ней была в том, что старец не просто наслаждался прекрасным видом вокруг, чувством единения с природой, – он умел через созерцание природы усваивать какие-то очень важные для себя уроки. В одном из писем он писал: «Погода хорошая, солнце светит; не стерпеть – пойду гулять. Люблю ходить один, люблю природу, куда ни посмотрю, все меня утешает; каждое деревце и каждый кустик… Все это так назидает, просто не удержаться от слез, и во всем видно Божий Промысел. Как все прекрасно сотворено, и милостиво обо всем заботится, и ничто у Него не забыто… Слава, Господи, Твоей премудрости, слава созданию Твоему! Благодарю Тебя Господи, что нам многогрешным, немощным, иногда даешь приходить в богопознание… Мы, грешные, без Твоей помощи, не можем созерцать природу и не приобрести ни единой добродетели; наша свободная воля дана Тобою и может только стремиться к добродетели, а приобрести или устоять в добродетели зависит уж от Твоей помощи»[43]. А помощь особенно понадобилась всем после переезда с Валаама и потери родины.
В Финляндии государственный закон запрещал открывать новые монастыри. Поселение свое валаамцы стали называть Новый Валаам. Он сохранял юридическую приемлемость со Старым Валаамом на Ладоге – по документам это был тот же самый Валаамский монастырь, но имущество его принадлежало, согласно закону о Православной Церкви Финляндии (1918), всей Финляндской Православной Церкви. На новое место братия свезла большую часть монастырских ценностей: библиотеку в 30 000 книг, экспонаты уникального Древлехранилища, которые в свое время собирали по всем церквам в округе, иконы, царские и великокняжеские пожертвования, картины кисти знаменитых русских художников, побывавших на Валааме.
Несмотря на то, что юридически Новый Валаам был все тем же Валаамским монастырем, духовно и географически новое монашеское поселение, конечно, отличалось от старого. Если раньше сам Валаамский архипелаг своей удаленностью от мира и его проблем, своим величием и святынями защищал монахов от излишней суеты и служил гарантом их единства, то на новом месте братии пришлось столкнуться и с новыми вызовами. Как то – более тесное общение с церковной и правительственной администрацией, трудности психологической, юридической, хозяйственно-экономической адаптации, строительно-восстановительные работы, еще большая удаленность от родины, необходимость подтверждать право монастыря на духовный и экономический суверенитет, что без богатой истории Старого Валаама, который сам стал фактически памятником, и без главных валаамских святынь, было сделать труднее.