Млечный путь Зайнаб. Шах-Зада. Том 3 - стр. 10
Со стороны сакли главной ясновидицы на середину круга направилась Пери с четырьмя помощницами. Она опиралась на белоснежный посох выше головы из ствола белой березы, инкрустированный разноцветными камнями и узорами. Голова у нее была открыта, белые космы падали на плечи. Ее голова и руки тряслись. Крючковатый нос нависал над трясущимися губами.
Помощницы главной ясновидицы постлали перед костром пять мохнатых медвежьих шкур. Пери уселась на среднюю шкуру, опустила голову, настраиваясь на проведение обряда очищения костра, и тихо забормотала непонятные окружающим слова.
Толпа затаила дыхание.
По знаку Мирзы Калукского три воина направились к дому Старшины. Из подземелья вывели трех плененных нукеров Надыр-шаха с завязанными за спиной руками. Воины подвели пленников к главному ясновидицу. Пленные, трусливо бормоча непонятные слова, падали под ноги главного ясновидца и рыдали. Воины, охраняющие пленников, подняли их на ноги, подвели к главной ясновидице. Она остекленевшими незрячими глазами уставилась на них, себе под нос забормотала непонятные слова. Направила на пленников конец посоха; вокруг них очертила в воздухе магический круг. Затем, продолжая бормотать непонятные слова, бросила в огонь щепотку размолотого можжевельника. Пахучий дымок с треском взлетел в воздух вместе с тучей блестящих искр.
Главная ясновидица хлопком в ладоши подала знак своим помощницам. Протяжный мотив заклинательной песни тихо поплыл над завороженной толпой. Седьмая часть воинов, замыкающая последний круг, спешно выбежала на середину, к костру. Глаза их были широко открыты, челюсти плотно стиснуты, пальцы судорожно, с силой сжимали длинные копья, мускулы ног и всего тела натянуты канатами.
Помощницы главной ясновидицы продолжали петь. Теперь к ним присоединились и воины, вышедшие на середину круга. Песню подхватили и воины, замыкающие большой круг. Воины с копьями, поднятыми в небо, друг за другом пошли вокруг костра. Через каждые три шага они сгибали одно колено, потом другое. Останавливались, поворачивались в сторону пленных каджаров, с возгласами на них направляли острия своих копий: «Умчар[4], прими! Умчар, прими!». Так они изображали, как собираются закалывать своих врагов в предстоящем сражении.
И песня, и танец для воинов имели огромное мобилизующее значение. Это было их магическим заклинанием. Это заклинание должно было принести им, как они были уверены, победу в сражении с каджарами.
Но вот Пери перестала шамкать беззубым ртом, а ее помощницы – распевать песни-заговоры. Помощницы встали, помогли и Пери подняться. Главная ясновидица провела в воздухе круг концом посоха. Так она окружала своих воинов волшебным кругом, предохраняющим их от вражьих стрел.