Размер шрифта
-
+

Мистерия Грааля - стр. 34

» [Пресвитер Иоанн, Божьей милостью Владыка владык, какие только ни есть под небом в землях от Востока до рая земного (то есть Дальнего Запада)].[70] Однако, по сути своей, «пресвитер Иоанн» – это лишь титул и имя, означающие не конкретную личность, но функцию. Вольфрам фон Эшенбах и Титурель прямо говорят о «пресвитере Иоанне» как о титуле; а Грааль, как мы увидим в дальнейшем, время от времени указывает на того, кому суждено стать пресвитером Иоанном. Более того, в легендах «пресвитер Иоанн» символизирует того, кто сдерживает племена Гога и Магога, того, в чьей власти зримый и незримый миры (точнее, как естественный, природный, так и сверхъестественный, невидимый порядок вещей), того, подступы к чьему королевству стерегут «львы» и «великаны». В сём царстве есть «источник молодости». Его зачастую связывают с местопребыванием трёх волхвов, с городом Сеува (Seuva), каковой был построен по их велению на Холме Победы (Vaus или Victorians).[71]

Более того, здесь мы вновь обнаруживаем «полярный» символизм «вращающегося замка», уподобляемого движению небес, а также символизм места, где хранятся камни света, а равно и камни, «возвращающие зрение слепым» и делающие людей невидимыми.[72] В частности, пресвитер Иоанн владеет камнем, способным воскресить феникса или, по другим версиям, орла; этот символизм не следует упускать из виду, поскольку орёл всегда, особенно во времена рассматриваемых легенд, соотносился с имперской функцией, коя в своём аспекте «вечности» была связана в Древнем Риме с образом феникса. Согласно некоторым источникам, персидский царь Ксеркс, Александр Великий, римские императоры, а также Ожье Датчанин и Геррин, все посещали царство пресвитера Иоанна.[73] Это – не что иное как мифологизированное выражение смутных воспоминаний об отношениях, в которых, как верили, великие исторические правители и легендарные герои прошлого находились с Высшим Центром, местом, где находится камень, обладающий властью воскрешать Орла.

Согласно легендам, Александр, дойдя до Индии по пути, коим однажды шествовали Геракл и Дионис, в качестве венца своих завоевательных усилий попросил божество одарить его высшим залогом победы. И тогда он отыскал не только фонтан молодости, но и два древа (символизирующих мужской и женский принципы), древо солнца и древо луны, кои предсказали ему его судьбу и судьбу созданной им империи.[74] В сходных легендах мы встречаем упоминания «Древа Центра», «Солнечного Древа», древа, дарующего победу и Империю, а также «Древа Сифа».

Под влиянием туманных и загадочных историй, рассказывавшихся путешественниками, на протяжении Средних Веков складывалось представление об удивительной далёкой империи Великого Хана, повелителя татар, чья фигура несла отпечаток образа Царя Мира, а империя отождествлялась с царством пресвитера Иоанна. В связи с этими легендами находился и мотив таинственного древа; тому, кто находил его или вешал на него свой щит, даровалась неуязвимость и вселенская власть. Приведём весьма показательный отрывок из Иоанна Хильдесхаймского:

Страница 34