Мистерия Грааля - стр. 33
Эти легенды имеют важное значение, особенно с учётом того, что царство пресвитера Иоанна было одним из средневековых наименований Высшего Центра.[68] Сей центр предположительно находился в таинственной волшебной земле в Центральной Азии, в Монголии, Индии и даже Эфиопии (смысл этого последнего названия весьма туманен и допускает различные толкования). Тем не менее, при рассмотрении атрибутов, приписываемых сему царству, не остаётся никаких сомнений, что оно обладает символическим характером. Преподнесение пресвитером Иоанном даров императору Фридриху представляет собой своего рода наделение его полномочиями высшего свойства, предложение германскому правителю Священной Римской Империи установить подлинный контакт с принципом, олицетворяющим Правителя Вселенной. Вода вечной юности, судя по всему, обозначает бессмертие. Несгораемое платье связано со способностью феникса оставаться невредимым в пламени, в коем он себя обновляет. Невидимость зачастую символизирует способность вступать в связь с незримым, сверхчувственным измерением, проникать в него. Возможность дышать под водой соответствует способности не тонуть, ходить по ней (вспомним, как Калки-аватара пересёк море, как покоится над водами меч короля Артура и другие сходные примеры); она означает сопричастность принципу, возвышающемуся над течением бытия, над потоком становления. Иными словами, все упомянутые качества относятся к строго инициатической сфере.
Приведённая итальянская легенда, очевидно, намекает на то, что Фридрих оказался не достоин подобных полномочий. Его удел – рыцарское звание и сугубо светская власть, ибо для него «мера» – лучшая вещь на свете.[69] Фридрих не соблаговолил спросить о символах могущества, предложенных ему пресвитером Иоанном. Поскольку он не уразумел смысла высочайших полномочий, они отзываются, а роль императора со временем обречена на угасание. Здесь мы сталкиваемся с новым звучанием формулы: «Жив и не жив». Это намёк на императора, чья жизнь – лишь видимость, или на короля, пребывающего в состоянии летаргии. В данном случае эта формула тесно связана с фундаментальным сюжетом легенд о Граале, а именно с мотивом вины героя, каковой не задаёт вопроса, означающего начало восстановления.
К вышесказанному нам хотелось бы добавить некоторые детали относительно образа пресвитера Иоанна. Tractatus pulcherrimus говорит о нём как о «царе царей», rex regum. В его фигуре сочетаются духовное владычество и королевская власть, он имеет возможность сказать о себе: «Johannes presbyter, divina gratia Dominus dominatium omnium, quae sub caelo sunt ab ortu solis usque ad paradisum terrestrem