Размер шрифта
-
+

Мистерия Грааля - стр. 22

Последующее отождествление оного острова со «Стеклянным Островом» проистекает от общего символизма стеклянных или даже воздушных стен, обозначающего невидимую защиту, окружающую некоторые места и препятствующую доступу к ним, а также, согласно символизму иного рода, от образа вращающейся огненной стены, окружающей остров. Всё это суть вариации темы незыблемости и нерушимости, исконных характеристик Высшего Центра.

Текст, известный как Битва при Маг Туиред (строфы 3-6), сообщает, что Туата принесли с собой из североатлантического региона четыре предмета, каковые имели непосредственное отношение к полученным ими там знаниям: камень, копьё, меч и котёл. «Камень судьбы» или «королевский камень», названный так, поскольку, выступая в роли своего рода оракула, позволял распознать среди различных претендентов на трон легитимного короля. Копьё Луга, бога грома, о коем говорили, что «тот, кто владел им, не проигрывал ни одной битвы». Невидимый и неотвратимый меч Нуаду. И, наконец, котёл Дагды, способный волшебным образом насытить своим содержимым любое число воинов. Эти предметы, принадлежавшие Туата, находят своё новое воплощение в цикле легенд о Граале, так же как и местопребывание Грааля оказывается тесно связанным с тем же самым Авалоном, «Белым Островом».

В традициях, собранных в Анналах Четырёх Учителей, мы со всей очевидностью обнаруживаем тему борьбы и победы как своего рода испытания. Здесь постоянно встречается формулировка: «Король X пал в бою с Y, который стал королём вместо него». В своём глубинном значении она даёт нам возможность вспомнить легенду о Короле Немейского Леса, каковую мы рассмотрели в своей работе Восстание против современного мира. Согласно этой легенде, победа над неким лицом и его убийство ведёт к прямому и непосредственному наделению победителя царским и жреческим достоинством, коим обладал побеждённый, а также получения им статуса жениха «божественной женщины».[42] Средневековые рыцарские романы полны вариаций на эту тему: успешное испытание оружием означает, зачастую почти автоматически, обладание женщиной, коя переходит от одного героя к другому. На основании так называемого права любви, каковое соответствует этике литературы такого рода, вполне естественным для рыцаря считается желать жены собственного господина, если он верит, что лучше его и способен доказать это в поединке.[43]

Согласно Historia regum britanniae, изначально Британия была населена гигантами. Главного среди них звали Гоэмагот (Goemagot). Брут, коего рассматривали как потомка троянцев, основавших Рим, истребил великанов и положил начало британской традиции. Гоэмагот, очевидно, соотносится с Гогом и Магогом, что, в действительности, являет собой существенный библейский отголосок. Гог и Магог были демоническими племенами, коим предназначено сыграть важную роль в имперском мифе. Они соответствуют фоморам, «стихийным сущностям», или

Страница 22