Размер шрифта
-
+

Мистерия Грааля - стр. 21

Вождь Туата де Дананн, Огма, есть «солнечная» фигура (Гриан Айнех), наделённая теми же чертами, что и дорический Геракл, и в его руках, в конце концов, оказывается меч короля фоморов.

Тем не менее, правлению Туата также пришёл конец. Leabhar gabhala (Книга завоеваний Ирландии) упоминает прибытие в Ирландию новой расы, расы «сыновей Миля», чья суть не совсем ясна. В этой расе преобладал воинский элемент – очевидно, что имя Миль имеет тот же корень, что и miles (воин) – кроме того, она не была чужда остаткам высшей традиции, принадлежавшей предшествующему циклу, эпохе Туата де Дананн. Так, у новой цивилизации мы обнаруживаем символизм «центрального местоположения». У этого народа было феодальное общество, в котором высшая королевская власть находилась в Таре, «Срединной Земле» (Миде), каковая также была сакральным центром и у Туата де Дананн. Вступление на престол их короля освящалось «камнем судьбы» (Лиа Фаль), подробнее о коем позже. Это также было характерно и для традиции Туата. Что же касается самих Туата, то, согласно некоторым текстам, они предположительно покинули страну, сделавшись якобы невидимыми и поселившись в чудесных «подземных» дворцах или горных пещерах, недоступных для простых смертных, среди коих они являются лишь в исключительных случаях. Согласно иным преданиям, они вернулись обратно в Авалон, на свою изначальную родину.[37]

В соответствии с отмеченным ранее, эти версии являются тождественными, поскольку здесь имеются в виду два различных обозначения изначального центра, каковой стал сокрытым («подземным») и недоступным. В кельтской традиции к оному центру продолжал применяться образ атлантического «острова» Авалона. В позднейшие времена этот остров рассматривался главным образом как место, в котором живут женщины, увлекающие туда героев, дабы даровать им бессмертие. Название Авалон толковалось на основании кимрского слова afal, что значит «яблоко» или «Остров яблок».[38] Естественно, это позволяет вспомнить остров Гесперид, что «по ту сторону океана», с его символическими золотыми яблоками, которыми завладел Геракл в очередном своём подвиге, завоевав себе тем самым олимпийское бессмертие. Сверхъестественные женщины острова Авалон, по всей видимости, обладают даром исцеления: в легенде о Тир на Ног они провозглашают, что в их землях «нет места ни смерти, ни старению тела» и что здесь герой Ойсин станет «Королём Вечной Юности».[39]

В то же время Авалон, «Белый Остров»,[40] наделён достоинством «полярного» и «солнечного» острова. Согласно иной возможной этимологии, Авалон есть не что иное, как остров Аполлона, греческого бога, коего кельты именовали Аблун или Белен; таким образом, этот остров является солнечной землёй и гиперборейской областью, поскольку Аполлон рассматривался также как солнечный царь Золотого Века и гиперборейского региона.

Страница 21