Мир глазами святителя Николая Сербского
1
В некоторых публикациях временем его рождения называется 1881 год. Никакой ошибки тут нет. Николай Сербский (Велимирович) родился по юлианскому календарю (старому стилю) 23 декабря 1880 года. А по новому стилю это будет 5 января 1881 года.
2
Архиепископ Савва (в миру Растко Неманич; ок. 1169 – 14 января 1236) – один из самых почитаемых святых Сербской Православной Церкви, религиозный, культурный и политический деятель. Был канонизирован в 1237 году. Считается символом сербской нации.
3
Работа выходила на русском языке и под другими названиями. Например, «Сквозь тюремное окно».
4
Не исключено, что в некоторых из них могут быть некоторые повторы. Например, повторы в виде сведений о биографии святителя Николая Сербского. Надеюсь, что они не сильно затруднят чтение предлагаемой книги.
5
Впрочем, в некоторых случаях в цитируемые тексты вносил некоторые коррективы с учетом других переводов.
6
Одним из наиболее «толстых» является следующее издание: Святитель Николай Сербский. Творения. В 3 книгах. М.: Сретенский монастырь, 2010. Кроме того, собрание сочинений святителя начало выпускать издательство «Паломник». Правда, без определенного плана. Скорее, это просто серия книг под общей рубрикой «Творения святителя Николая Сербского». Первый том вышел в 2005 году (под названием «Библейские темы»). С тех пор было издано еще несколько томов, вот названия некоторых из них: «Единый человеколюбец», «Наука чудес», «С нами Бог», «Духовное возрождение Европы». Для желающих глубже познакомиться с произведениями святителя с помощью интернета рекомендую сайт «Азбука веры», на котором имеется наиболее полная подборка работ Николая Сербского (https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/).
7
Архимандрит Иустин (Попович) (1894–1979) – священнослужитель Сербской Православной Церкви, доктор богословия, архимандрит. Канонизирован в 2010 году в лике преподобных, память совершается 7 апреля (25 марта), 12 сентября (30 августа). Преподобный Иустин очень почитал Николая Сербского. С 1962 года он первым в сербском народе стал открыто говорить о Николае Сербском как святом (несмотря на то, что проживал на территории Югославии и преследовался тогдашним коммунистическим режимом Тито). Автор многочисленных духовных произведений, в том числе трехтомной «Догматики Православной Церкви» и двенадцати томов «Житий святых». Всего творческое наследие преподобного насчитывает более 40 томов, из которых 30 к настоящему времени опубликованы в Сербии. Упомянутая работа «Философские пропасти» – также одно из крупных произведений преподобного. С ней можно познакомиться в интернете (https://azbyka. ru/otechnik/Iustin_Popovich/filosofskie-propasti/3_5).
8
Освальд Арнольд Готтфрид Шпенглер (1880-1936) – немецкий историософ, представитель философии жизни, публицист консервативно-националистического направления. Основные его произведения – «Закат Европы» (Der Untergang des Abendlandes. Т. 1. 1918; Т. 2. 1922; более точный перевод названия данной работы – «Упадок Запада»); «Человек и техника» (Der Mensch und die Technik, 1931); «Годы решений» (Jahre der Entscheidung, 1933). Незадолго до своей смерти в 1936 году сделал пророческое предсказание о том, что Третий Рейх едва ли просуществует еще хотя бы десять лет.
9
Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). Том III. М.: Паломник, 2006.
10
Катасонов В. Закат Европы глазами Шпенглера и святителя Николая Сербского // Интернет. Режим доступа: http://www.fondsk.ru/ news/2017/04/20/zakat-evropy-glazami-shpenglera-i-svjatitelja-nikolaja-serbskogo-43850.html
11
Подробнее см.: Катасонов В. Русская социология на рубеже XIXXX веков. М.: Родная страна, 2015.
12
Нижеприводимые цитаты из указанной статьи даются по следующему источнику: Числов И. Апостол Европы и славянства // Интернет. Режим доступа: http://www.christian-spirit.ru/v20/20.(5).htm
13
Николай Сербский. Духовное возрождение Европы // Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). Том 3. М.: Паломник, 2006. С. 256.
14
Там же, с. 279
15
Там же, с. 256–266.
16
Там же, с. 239–240. Примечательно, что это смелое заявление (да еще в присутствии членов королевской семьи) было сделано Николаем Сербским почти в то же время, когда о «закате Европы» заявил немецкий философ и писатель Освальд Шпенглер. Напомню, что его книга с многозначительным названием «Закат Европы» (1-й том) увидела свет в 1918 году (2-й том вышел в 1922 году).
17
Уже после смерти Маркса Фридрих Энгельс скомпоновал из готовых фрагментов и черновиков два следующих тома: «Процесс обращения капитала» (1885) и «Процесс капиталистического производства, взятый в целом» (1894). Смерть помешала Энгельсу подготовить к печати рукопись заключительного (четвертого) тома, получившего название «Теория прибавочной стоимости» (на основе второго чернового варианта «Капитала»). Этот том был впервые опубликован в 1905–1910 годах Карлом Каутским.
18
Интернет. Режим доступа: http://bg.wikipedia.org/wiki/Чарлз_Дарвин
19
Интернет. Режим доступа: http://www.blagovremie.com/content/ опасното-завещание-на-дарвин-стийв-малц
20
Lawrence R. Croft, The Life and Death of Charles Darwin (Chorley: Elmwood Books, 1989) p. 95. См. Также: Russel Grigg, Darwin`s Arguments Against God, 13 June 2008 (creationontheweb.com).
21
Полтора века эволюции. Как изменилась теория Чарльза Дарвина за 150 лет // Интернет. Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2009/02/12/ darwin/
22
Phillip E. Johnson. DarwinonTrial. 1991 (InterVarsity Press). (https:// en.wikipedia.org/wiki/Darwin_on_Trial)
23
См.: святитель Николай Сербский. Слово о законе (номология) // Интернет. Режим доступа: http://www.golden-ship.ru/load/nauka_i_religija_ razum_i_vera/1902/37-1-0-2269
24
Иеромонах Серафим Роуз. Православный взгляд на эволюцию (письмо А. Каломиросу). СПб., 1997.
25
Интернет. Режим доступа: https://www.fatheralexander.org/booklets/ russian/evolution_r_ext.htm
26
Критику статьи о. Андрея Кураева см.: Дмитрий Черных. Как о. Андрей Кураев доказал, что эволюционист не может быть православным // Интернет. Режим доступа: http://ruskline.ru/analitika/2010/04/14/kak_oandrej_ kuraev_dokazal_chto_evolyucionist_ne_mozhet_byt_pravoslavnym/
27
С работой «Жатвы Господни» можно познакомиться в интернете по адресу: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/zhatvy_gospodni/
28
А также прокомментировано мною в книге: Катасонов В. Империализм, как высшая стадия капитализма. Метаморфозы столетия (1916–2016 годы). М.: Кислород, 2016.