Мир глазами святителя Николая Сербского - стр. 28
Святитель о войне и мире
Мир конца 40-х – начала 50-х годов был озабочен главной идеей – недопущения войны. Очень уж кошмарными были воспоминания о двух мировых войнах, унесших десятки миллионов человеческих жизней и разрушивших некогда процветающие страны. Никто не пострадал на протяжении истории так, как православные народы, и особенно в XX веке. В двух мировых войнах палачи Православия пролили столько невинной крови, что сами утонули в ней. Примечательно, что в этих войнах непропорционально большие потери понесли именно православные народы. Например, народы России и Балкан:
«За последние 50 лет несколько поколений русских прошли сквозь огонь русско-японской войны, первой революции 1905 года, Октябрьской революции 1917 года, Первой мировой войны за сестру-Сербию, Второй мировой войны, послевоенные испытания. Прошли и все вынесли. И мы не преувеличим, сказав, что в те времена плоды жатвы Господней насчитывали сотни миллионов. Прибавим к ним многомиллионную жатву на православных Балканах за последние пятьдесят лет, сербов, греков, болгар в балканских войнах 1912–1913 годов. Прибавим и огромные мученические жертвы сербского народа в мировых войнах мужчин, женщин, детей, священников и архиереев, мученически погибших за Православие от рук австрийцев, немцев, римо-католиков, коммунистов».
Святитель Николай Сербский признает, что желание людей было совершенно естественным и законным, но вот пути и способы обеспечения всеобщего и вечного мира, которые предлагались тогдашними политиками и бессознательно поддерживались миллионами простых граждан, вызывали у святителя сомнения или даже неприятие.
В своих более ранних проповедях, лекциях и работах святитель уже рассматривал вопросы войны и мира. Например, это прочитанные в 1919 году в Лондоне лекции под общим названием «Агония Церкви», а также лекция «Духовное возрождение Европы». В этом же ряду – работа «Война и Библия» (1927). В них он вскрыл причины Первой мировой войны. Он не ограничился выяснением причин социально-экономического характера, а докопался до духовных корней мировой катастрофы. Диагноз будущего святителя был жестким: Европа отошла от христианства, а этот отход породил уже причины второго порядка, как то: нездоровый национализм, империализм, капитализм с его борьбой за внешние рынки, раздел и передел территорий и источников сырья и т.п. Следовательно, предотвратить новые мировые войны можно лишь на путях возвращения к живой вере и истинному (а не номинальному) христианству. Всякого рода Лиги наций, союзы государств и конвенции о разоружении – бесполезные примочки на больном теле Европы, ибо болезнь была духовной, обычными органами чувств и материалистическим умом не воспринимаемой.