Размер шрифта
-
+

Мир глазами святителя Николая Сербского - стр. 29

Святитель об утопиях «земного рая»

Казалось бы, пройдя через горнило двух мировых войн, Европа (под которой Николай Сербский понимает не только географическую часть мира, а все страны, которые некогда были христианскими) должна была понять истинные причины войн и встать на путь духовного возрождения. Увы, этого не произошло. В упомянутой выше работе «Жатвы Господни» святитель с печалью констатирует, что признаков духовного возрождения Европы не видно. Вместо высшей цели обретения Царства Божия (небесного) Европа, номинально сохраняющая звание христианской, озаботилась построением рая земного, то есть решением задач социально-экономических, политических и гуманистических:

«А вытеснив заботу о душе, они (европейцы. – В. К.) вытеснили и Самого Христа; вытеснив на задворки Христа, они вытеснили и Царство Небесное как высшую цель человеческой жизни, а на ее место, определенное и завещанное Богом, вознесены земные цели: во-первых, политико-экономические, затем культурно-социальные и так называемые гуманистические. Иными словами, место рая небесного, обещанного тем, кто был из него изгнан и должен вновь заслуживать его, занял рай земной для всего человечества (если оно доживет до него), без различий заслуг и достоинств человека».

Святитель во введении своей работы «Жатвы Господни» выделяет следующие особенности проекта построения «земного рая».

Во-первых, это рай должен стать глобальным для всего человечества: «…место рая небесного, обещанного тем, кто был из него изгнан и должен вновь заслуживать его, занял рай земной для всего человечества».

Во-вторых, проект земного рая пронизывает идея равенства: «Согласно плану этих властолюбивых сил, на земле необходимо создать равенство и уравнивание всех человеческих существ».

В-третьих, реализация проекта должна осуществляться посредством «науки или прогресса, культуры или техники, демократии или гуманности, или какой-либо другой современной идеи, движения или организации».

Несколько подробнее остановимся на каждой из особенностей проекта.

Идея глобализации

Иногда глобализацию также называют «интернационализацией». В начале ХХ века уже была волна экономической и финансовой глобализации, которую тогда предпочитали называть «хозяйственной интернационализацией». Она выражалась в ускоренном экспорте капитала и экономическом разделе мира между союзами монополистов отдельных стран. Кончилось все это трагически – Первой мировой войной. Все это достаточно подробно описано в работе В. Ленина «Империализм, как высшая стадия капитализма»28.

Страница 29