Методы и технологии обучения изобразительной и проектной деятельности. Сборник статей. Выпуск 5 - стр. 11
Каллиграфика
Такое событие не может состояться, если в нем не сошлись в диалектическом единстве и противоположности два бытия: протоформы природы и орнамента. Бинарная оптика двух фундаментальных противоположностей, создающая высоковольтную напряженность и выразительность идеи живого на невидимых скрепах орнамента.
Сдвижка этой диалектики в сторону той или другой противоположности обозначена двумя предельными жанрами: с одной стороны, реалистический рисунок, у которого денотат (изображаемый объект) в пределе стремится исчерпать всё содержание знаковой формы; с другой стороны, абстрактный дискретный знак-символ или совокупность таких знаков, обозначающие фонетические элементы речи. Движение от рукотворного (неповторимого, уникального, творческого) авторского рисунка к символу проходит стадию импровизационной (спонтанной, ассоциативной) экспрессивной каллиграфики, в которой изображение объектов природы как бы вытеснено и замещено естественным самопроизвольным самоизображением жестов руки, оставляющих свой след на какой-либо поверхности в виде абстрактных знаков «символов по своему характеру сходных с буквенно-звуковым письмом. Слово «сходных» в данном случае подчеркивает отличие образовательной дисциплины «каллиграфика» от «каллиграфии» – древнейшего искусства красивого письма.
Каллиграфика – это, прежде всего, рукотворная графика, а не письмо. Знаки каллиграфики похожи на буквы и слова обычного письма, но не это главное. Задача каллиграфики раскрепостить и сделать совершенно свободной пластику рисующей руки. Завораживающая сверхреальная метафизическая белизна листа бумаги и его земная теплая пористая фактура, искушают воображение и фантазию дизайнера внести в это пространство сочный осязаемый знак протоформы, уже зависший тяжёлой черной каплей на кончике кисти. Подобно тому, как музыкант, вслушиваясь в музыку сфер, записывает ее знаки в нотных символах и воспроизводит их в звучании инструментов, так символическое черно-белое письмо каллиграфики воспроизводит виденье первофеноменов протоформы, как бы рождающихся на наших глазах – здесь и теперь – в соприкосновении