Методы и технологии обучения изобразительной и проектной деятельности. Сборник статей. Выпуск 5 - стр. 10
Кульминацией Гётевской философии тождества природы и человека в творчестве является сформулированный им принцип органопроекции, имеющий, по нашему мнению, для дизайнерского образования значение ключевой методологической установки, указывающей истинный путь формирования визуального мышления:
«Всякий новый предмет, хорошо увиденный, открывает в нас новый орган». Первофеномен, усвоенный нашим зрением и сознанием, есть концентрированное подобие в нас протоформы природы, которую Гете назвал «типом», – это новый орган познания, развитый в нас самой органической жизнью и, так сказать, изоморфный ей. Тип поэтому символичен. По замечанию Свасьяна, «специфика этого органа такова, что он непосредственен, текуч, формально нерегистрируем и имманентен жизни. Им мыслим мы не мертвое, а живое, не ставшее, а становящееся, не метр, а ритм. Сам по себе он недоступен изображению. Образ – лишь форма его проявления, проекция его, данная в градации многообразия. Проще говоря, тип изживается как в природе, так и в нашем познании природы, – оба раза через образную специфику. Растение, зверь, человек суть природные образы типа. Точная фантазия и диалектика – познавательные образы его. Мысль, говоря словами Гёте, принимает здесь «духовное участие» в творчестве природы».
Эйдографика
Опыт практической реализации изложенной философии формообразования предметного мира и воспитания визуального мышления, тождественного природе, представлен изобразительной графикой по мотивам образов растительного и животного мира.
Тип визуального мышления, формируемого образовательной технологией данного направления, носит открытый эвристический и креативный характер, так как его протоформа изначально беспрототипна (в отличие от орнаментальной протоформы): «точная фантазия и диалектика – познавательные образы его». Так называемая «стилизация», как метод преобразования исходного природного мотива в художественный образ – слишком слабая категория для обозначения того, что происходит (должно происходить) с учеником, когда мастер помогает ему «хорошо увидеть новый предмет, который открывает в нем новый орган». На практике стилизация часто сводится к сухой схематизации натуры, умерщвленной «незрячим» глазом (не прозревающим первофеномен протоформы).
Опытный мастер-учитель всегда отличит в натурных набросках, зарисовках, форэскизах и проектах студента, где есть «духовное участие в творчестве природы», а где его нет, где «хорошо увиденный предмет» открывает в нем «новый орган познания», имманентный жизни, а где этого не произошло. Когда это происходит, это происходит и в учителе, поскольку он есть проводник и творческий соучастник формирования (образования) в ученике «нового органа познания». Поэтому кульминацией этого