Медитация на восприятии. Десять исцеляющих практик для развития внимательности - стр. 10
Такой же ментальный процесс имеет место в связи со всеми нашими органами чувств. В буддийских учениях говорится о шести органах чувств: глазах, ушах, носе, языке, теле и уме. Так, например, сочетание уха, звука, сознания, контакта и чувства порождает звуковое восприятие. Подобным образом встреча носа с запахом, языка со вкусом, тела с прикосновением и ума с ментальными объектами, такими как идеи, мысли, ментальные образы и эмоции, порождает сознание, контакт, чувство, внимание, а значит, восприятие.
Функция восприятия – познавать или, выражаясь более привычным языком, распознавать объекты. Поскольку процесс восприятия происходит крайне быстро, мы можем не осознавать, что каждый акт восприятия связан с серией внутренних ментальных шагов, помогающих нам что-то понять. Вообще говоря, восприятие происходит в уме. На самом простом уровне медитация на восприятии даёт нам возможность осознать то, как ум и его активности обуславливают наши восприятия, и, что ещё важнее, что мы говорим и делаем в ответ на эти восприятия.
Восприятие так важно, поскольку вдобавок к определению очевидных характеристик объектов или ментальных образов, таких как их цвет, форма, размер и твёрдость, мысль, следующая за восприятием, также оценивает, каковы объекты, которые мы воспринимаем: приятны, неприятны или нейтральны. Будда учил, что страстное желание или страстное влечение естественным образом возникает в нетренированном уме, когда он встречается с тем, что кажется ему приятным, красивым или привлекательным. Неприязнь или отвращение возникают тогда, когда ум встречается с тем, что кажется ему неприятным, уродливым или отталкивающим. Обычно мы игнорируем то, что не кажется нам ни приятным, ни неприятным, или уделяем этому мало внимания. Как мы увидим, сами по себе объекты органов чувств не несут печати красоты или уродства, приятного или неприятного, привлекательности или непривлекательности. Их судит и относит к тем или иным категориям мышление, направляющее наши реакции.
Когда мы тщательно и внимательно исследуем процесс восприятия, мы осознаём, что восприятие действует на основе полученной в прошлом информации, сохранённой в уме. Воспоминания и переживания прошлого побуждают ум генерировать причины, объясняющие, почему мы верим, что воспринимаемое нами прекрасно или уродливо. В наши дни существует целая образовательная система, в которую входят классы понимания искусства и музыки и даже кулинарные телешоу, обучающая нас оценивать и относить к тем или иным категориям визуальные образы, звуки, запахи, вкусы, тактильные ощущения и идеи. Однако любые оценки, которые мы порождаем в отношении воспринимаемых вещей, являются нашими собственными ментальными конструктами. Хотя мы верим, что характеристики, которые мы приписываем объектам и переживаниям (маленький или большой, вкусный или невкусный, гармоничный или неблагозвучный), являются частью этих объектов, при ближайшем рассмотрении обнаруживается искусственность и индивидуальная обусловленность этих атрибутов. Точное внимание, нацеленное на очищение восприятия, это внимание, не содержащее индивидуально обусловленных компонентов, страстного влечения, отвращения и других заблуждений.