Размер шрифта
-
+

Мастера исторической живописи - стр. 39

Жан Марк Наттье умер в Париже в возрасте восьмидесяти одного года.

Джованни Баттиста Тьеполо

(1696–1770)

Имя Джованни Баттиста Тьеполо в XVIII столетии было широко известно не только на его родине, в Венеции, но и в других городах. Его часто приглашали в северные города Италии – Удину, Бергамо, Верону, Виченцу – для оформления соборов и залов дворцов. Ему приходилось работать и в других странах – в Германии и Испании. Везде его талант декоратора находил множество поклонников.


Итальянский живописец Джованни Баттиста Тьеполо родился в Венеции. Художественное образование он получил в мастерской Г. Лаццарини. Его художественная манера сформировалась под влиянием творчества С. Риччи, Дж. Б. Пьяццетты и П. Веронезе.

Первые самостоятельные работы Тьеполо относятся к середине 10-х годов XVIII века, когда он выполнял росписи для венецианских церквей («Жертвоприношение Исаака», 1715–1716, церковь Оспедалетто, «Мучение св. Варфоломея», церковь Санта-Стае и др.). В этих ранних работах еще сильно заметно влияние Пьяццетты – композиция вытянута по диагонали, цветовая гамма почти монохромна.

В 1725 году Тьеполо создал десять декоративных панно на исторические сюжеты, предназначенных для украшения дворца венецианского патриция Дольфино: «Триумф императора», «Муций Сцевола в лагере Порсенны», «Кориолан под стенами Рима» (все – в Эрмитаже, Санкт-Петербург) и др. Как можно понять по названиям, Тьеполо изображал моменты сражений или героические эпизоды из жизни полководцев. Для этих работ характерны четкая композиция, яркие, контрастирующие друг с другом тона, высокое мастерство в изображении человеческих фигур.

Тьеполо очень быстро стал популярным не только в Венеции, но и за ее пределами. Его часто приглашали в другие итальянские города. Так, в 1726 году он работал в Удине, расписывая стены дворца архиепископа («Явление трех ангелов Аврааму», «Жертвоприношение Авраама» и др.). Эти работы не отличались исторической достоверностью, поэтому при взгляде на фрески создавалось впечатление, что мужчины и женщины, современники Тьеполо, пытаются разыграть сценку на библейский сюжет.

В 1730–1740-х годах Тьеполо работал в Венеции и Милане, выполняя росписи для палаццо Дуньяни (1731), церкви Сан-Амброджо (1737). Большинство фресок рассказывают о событиях, отраженных в Священном Писании.

В это же время художник заинтересовался античными мифами и выполнил ряд великолепных картин. Самой удачной из них считается «Триумф Амфитриты» (Картинная галерея, Дрезден). Перед зрителем предстает морская богиня, лежащая на колеснице в форме большой раковины. Запряженные в колесницу кони и боги морской стихии несут ее по зеленовато-бирюзовым волнам. Красный плащ Амфитриты развевается, как парус на ветру.

Страница 39